Textonly
Само предлежащее Home

Аркадий Бартов | Екатерина Боярских | Василий Чепелев | Илья Кукулин | Светлана Иванова | Елена Костылева | Кирилл Щербицкий | Сергей Завьялов | Ольга Зондберг

 

КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ


Кирилл Медведев родился в 1975 году. Учился на Истфаке МГУ. Закончил Литературный Институт (отделение худ. перевода). Сотрудничал в бульварной прессе. Публиковался в "Вавилоне" (стихи, малая проза), "Иностранной литературе" (переводы стихов Чарльза Буковски, Лоренса Даррелла),"Русском журнале" (рецензии на книги Роальда Мандельштама, Алексея Хвостенко и т.д.), "Митином Журнале" , на сайте "Лавка языков" и др.



мне надоело переводить
я наверное уже больше не буду
заниматься переводом
мне кажется что переводом стоит заниматься
только тогда
когда ты можешь
полностью слиться
с автором
подписаться
под каждой его строчкой
подхватить и усилить
его крик
так было например
когда я переводил
одного американца
некоего чарльза буковски
писателя и поэта
когда я его переводил
мне очень хотелось
чтобы как можно больше людей
услышали его
и поняли хотя бы немногое
из того что
как мне кажется
понял он
когда я переводил его
мне казалось
что нет никого
кто понимал бы его так
как я
хотя
между нами нет и не было
совершенно ничего общего
ни внешне ни внутренне
ни биографически
и чарльз буковски это далеко не мой идеал
поэтому мне кажется
что я не говорил
его голосом
и в этом не было никакой подмены
как это часто бывает у переводчиков
которые говорят чужими устами
за неимением собственного голоса
мне кажется что
это был самый настоящий контакт -
когда два совершенно разных человека
начинают вдруг понимать друг друга
мне кажется что
такой контакт
это и есть самое настоящее событие
искусства и жизни
я перевел целиком один роман
и очень много стихов Буковски
мне кажется я очень хорошо перевел
и то и другое
я не знаю как роман в целом
но там есть просто гениальные куски
я в этом уверен
стихи по-моему тоже
когда я переводил стихи
чарльза буковски
мне казалось
что я делаю
лучшую современную поэзию на русском языке
честно говоря мне и сейчас
так кажется
я к сожалению не знаю
когда это будет опубликовано
может быть
уже никогда
не будет
и я уже честно говоря
не надеюсь
потому что я знаю
что меня могут
опередить с романом
и издать его в другом переводе
может быть
и в неплохом
только без прорывов
а может быть и в совсем
позорном;
я перевожу сейчас детектив
для журнала иностранная литература
это детектив для новой серии
приложений к этому журналу
которая называется по-моему
"книга в дорогу"
у меня такое ощущение
что я состою сейчас
на службе у буржуазии
этот детектив написал джон ридли
американский писатель негр
ему 32 года
это остросюжетный детектив
он чем-то похож на фильмы квентина тарантино
там есть сатира на голливуд
и критика нравов голливудского
истеблишмента
но с использованием
все тех же старых голливудских уловок;
в этом романе есть все же
несколько хороших мест
но в целом
как мне кажется
это просто удачная поделка;
я думаю что переводчики
это за редким исключением
упыри
кормящиеся
чужой кровью
потому что перевод
это сладкий сон
а творчество
это мука
поэтому
я наверное больше не буду
заниматься переводом

4.01.01.






меня всегда удивляет
когда люди начинают снимать
на фотоаппарат и на видеокамеру
себя и особенно своих детей
в этом есть
конечно
что-то
милое
и трогательно-буржуазное
но при этом
в этом есть
и что-то жалкое
и отталкивающее-буржуазное:
они как будто хотят оставить
какие-то вещественные доказательства
своего и чужого существования
мне кажется
что никаким абстрактным возможностям
люди уже не доверяют
(возможностям
памяти
например
и некоторым другим
возможностям)
у меня такое впечатление что
многие придерживаются
такого мнения что
каждый этап жизни
должен быть подробно задокументирован
мне все это
кажется странным
и довольно зловещим
я думаю
что это зловещий симптом
мне кажется
что это такая
особая форма потребительства -
потребительское отношение
к прошлому
(хотя обращение к любого рода
истории -
своей или какой-угодно -
предполагает опору
на некий материальный источник
в этом смысле
единственный
по-настоящему живой
исторический источник
- или даже не источник
а единственное живое
тело в исторической перспективе -
это язык
ну это ладно)
так вот -
происходит
массовое производство
фантомов:
сейчас многие имеют возможность
купить переносную видеокамеру или хороший фотоаппарат
и поэтому в огромном количестве
начинают производиться
фантомы и симулякры;
мне кажется что
самые важные подробности
откладываются у человека в памяти
и там
спрессовываются
в какой-то особый событийный фермент
(который кстати я думаю и есть
та самая пленочка
которая начинает раскручиваться
перед смертью)
мне кажется
что у всех по-настоящему важных впечатлений
(у страха, например,
у восторга
или у любви)
нет и не может быть
никаких документальных свидетельств
мне кажется
что все остальные впечатления
и вообще -
все остальное -
это типичный пример того
с чем нужно
расставаться
без сожалений
(если конечно
речь не идет
о живых людях)
иначе под конец жизни
у человека останутся
только
(фигурально выражаясь)
пустоты
забитые
ворохами репродукций
шкафы
набитые
фотоальбомами и видеокассетами
этими жалкими слепками
ничтожными подробностями
иллюзорного существования
и каких-то жалких полунищенских обстоятельств
мне кажется
что это страшно
я думаю что фотоаппарат и видеокамера
должны использоваться
строго в творческих целях
я конечно не против того
чтобы иногда пофотографироваться
потому что приятно иногда посмотреть
на свои или чужие детские фотографии
но я против того
чтобы фотографировать например детей
постоянно и целенаправленно
а тем более
снимать их на видеопленку





еще чуть-чуть о литературе:
меня всегда очень интересовал
один тип поэта
это довольно известный тип:
белокурые хлопцы
которые приезжали в москву
начиная еще с тридцатых годов
поступали в литинститут
и бушевали в общежитии
литинститута
это были
очень крутые хлопцы с периферии
мастера ностальгии
и таинственные профаны;
мне кажется что
спрос на них был огромен
потому что
они представляли собой
живую совесть
пребывавших в вечном комплексе перед народом
пожилых поэтов столицы;
мне кажется
что им очень хотелось
занять вакантную нишу
этакого
мающегося в городе
певца деревни;
я думаю
что они также очень хотели
примерить гипсовую личину Леля
десятки из них
сошли с ума
многие превратились
в бомжей
и до сих пор
побираются
на страстном бульваре
(я там раза два видел
заросших мужиков
которые ходят вдоль скамеечек
читают стихи
и говорят что они бывшие студенты
литинститута)
некоторые из этих ребят
повесились
остальные канули в неизвестность;
больше всех прославился
как известно
николай рубцов
хотя известно и то
что рубцов был не так уж прост
что он жил одно время в питере
где общался с питерскими эстетами
и упражнялся
в разнообразных формалистских штучках
что ему нравился бродский
и так далее
я думаю
всем известно
что по приезде в москву
его окрутили
эти пасечники
из литературного института
мне кажется
что они затолкали его
в рамки одиозного мифа
погубив тем самым
и выставили напоказ
соломенное чучело в пантеоне
там и сейчас
попадаются
такие ребята





мне в общем
не хочется сейчас
вспоминать детство
потому что
мне кажется что
в том возрасте
в котором я нахожусь
не нужно
вспоминать его;
я думаю
в этом возрасте
ностальгии по детству
а тем более по юности
не должно быть;
я
против
ностальгии;
я думаю что
нужно смотреть
вперед
и по сторонам;
мне кажется что
кругом бурлит жизнь
и просится на бумагу;
я прошу прощения;
в третьем классе у меня был друг саша
родители запрещали мне с ним дружить
потому что он был хулиган и ругался матом
саша был такой интеллектуальный хулиган
как я сейчас понимаю -
в отличие от других хулиганов -
злобных плебейских недоносков
он уже тогда был образованный и артистичный
знал мифы древней греции и часто их цитировал
однажды зимой
во время одного из наших похождений
мы с сашей
нашли в сугробе хурму
это была очень красивая хурма
может быть
она показалась нам тогда
кусочком замерзшего огня
я точно не помню
но я думаю что
вполне могла
показаться
мы съели эту хурму
и по-моему решили
что никогда в жизни
не ели
ничего вкуснее
(я кстати
думаю
что мы действительно
до этого
ничего вкуснее
не ели)
нам тогда очень захотелось еще хурмы
что бы ты сейчас выбрал спросил у меня саша
миллион рублей или тыщу килограмм хуймы?
(он называл ее "хуйма")
ну конечно тыщу килограмм хуймы сказал я
ну а я бы выбрал миллион рублей и купил на них
миллион килограмм хуймы сказал саша
через какое-то время
мы перестали с ним общаться
еще через некоторое время
он перешел в другую школу
через несколько лет
когда я уже учился
классе в шестом
или может
классе в седьмом
я понял
почему в третьем классе
мой друг отличник филипп
общению с которым
я в то время
очень часто
предпочитал похожденья с сашей
рассказал учительнице о том
что мы с сашей
воровали деньги в гардеробе;
я понял тогда
что он
ей это
из ревности
рассказал;
я подумал о родителях
которые запрещали мне
дружить с сашей
потому что считали
что он
плохо на меня влияет;
я думаю что он на самом деле хорошо
на меня влиял;
я сейчас подумал
о третьеклассниках
(об этих маленьких уродиках)
ревнивых до безобразия
и о том что родители
(милые идиоты)
почему-то уверены
что кто-то может
растлить их драгоценного выродка
лучше чем они сами
саша стал актером




мне очень не нравится
когда звонишь в какую-нибудь контору
а там постоянно занято
это значит что там сидит
какая-нибудь девица
и торчит в интернете
или разговаривает по телефону
мне кажется что
все сейчас работают кое-как
у меня такое ощущение
что никто не хочет сейчас
добросовестно работать
что
все хотят
поскорее отделаться
и получить свои деньги
я вообще думаю
что добросовестность сейчас никому не нужна
что она разрушает
какую-то сложившуюся систему
связей
в этом обществе
и представляет собой
род душевной болезни
мне кажется что
если все например
станут вдруг
добросовестно
и одухотворенно работать
то эта система
просто не выдержит
и взорвется
я вспоминаю об этом
каждый раз
когда вижу
дворничиху
которая работает
у нас во дворе
она не только в нашем дворе работает
она подметает целиком
огромный квартал
и я часто вижу ее
в разных местах
нашего квартала
она
очень странная
весь наш квартал
всегда очень чистый
потому что эта женщина
работает днем и ночью
я не могу понять
почему она так много работает
мне кажется
что никто не заставляет ее
так много работать
да никто и не мог бы
ее заставить
поэтому мне иногда
начинает казаться
что она служит
какой-то очень важной для себя
идее
мне кажется что
эта женщина
это вообще
осколок некой утопии
мне кажется
что она несет в себе напоминание
о какой-то
иной возможности
о какой-то
чудесной альтернативе
этому
безобразному
миропорядку
основанному
на вынужденном
невдохновенном труде
и разных способах
механического
переключения
я встретил однажды
эту дворничиху
на улице
около трех часов ночи
она что-то подметала
за ней всегда
увязываются собаки
я думаю
она их прикармливает
мне кажется
что она татарка
иногда мне начинает казаться
что эта дворничиха вообще
лучше всех
в этом городе
работает
но я понимаю
что она сумасшедшая
я знаю это наверняка
мне рассказывал про нее
митя философ
он раньше тоже в этом районе
дворником работал
так что они с ней одно время
вместе работали
он говорил мне
что она из интеллигентной семьи
что ее фамилия прошутинская
и что ее отец
занимал какой-то высокий пост в нквд
и что однажды после того как
он на нее за что-то разозлился
между ними произошла ссора
и он ударил ее наганом по голове
митя сказал
что эта дырка
у нее в черепе
так и не заросла;
после того как он мне это рассказал
я конечно же подумал что
может быть поэтому
она так хорошо и работает
а иначе наверное
и не может быть
потому что среди нормальных
очень мало кто хочет
действительно работать




когда-то мы
с моим приятелем ваней
очень любили гулять
по району москвы
который расположен
за театром советской армии;
там есть музей военной техники
под открытым небом
и какой-то пруд;
мы
встречались на цветном бульваре
пили пиво или курили траву
и шли в тот район
и там
долго гуляли;
мы с иваном
долго не могли понять
что привлекает нас
в те районы;
в конце концов
мы обратили внимание на то
что эти места
не имели никаких примет
актуальности:
там не было например
рекламных щитов
не было ларьков
там вообще
не чувствовался этот свинячий
суетно-похотливый дух
от которого можно иногда задохнуться
в центре москвы
например
на улице горького
(хотя иногда
и ничего)
а в тех районах
все было
как двадцать-
двадцать пять
лет назад -
когда мы еще только-только родились
с иваном;
однажды мы
познакомились
в центре москвы
с двумя англичанками
которые назначили нам
на следующий день
встречу в клубе
а мы не пошли на встречу с ними
а пошли гулять
в те районы;
это были
с одной стороны
очень приземленные места
которые были
как бы насквозь проникнуты
бытом
потому что
там были
эти жирные тетки
в цветных распахивающихся халатах
мужики в тренировочных
лежащие под машинами
и всегда было включено радио
или магнитофон
чаще радио
(кстати
у меня есть сосед года на три младше меня
у него есть машина
и он теперь тоже
часто ложится под нее
и начинает чинить
и при этом заводит радио
или магнитофон -
удивительно все-таки
как все эти привычки
передаются)
так вот
с одной стороны
это было
очень приземленное место
а с другой
мы очень хорошо чувствовали
какую-то очень острую
мистическую подоплеку
и густую
метафизическую закваску
этих районов -
дело может быть
в том
что у нас было
отчасти литературное
восприятие
этих районов
(потому что например
у писателя юрия мамлеева
которым я очень увлекался в те времена
весь этот увечный колорит
как мне кажется
достаточно хорошо уловлен)
мне всегда казалось что
суть в том
что именно в этом
мясном, тягучем,
зверином
(тягучем,
мясном)
и казалось бы
замкнутом
на каких-то
сугубо пищеварительных нормах
существовании
заложен огромный
метафизический потенциал
потому что
это то что
никуда не девается;
то что
остается на месте;
это какая-то вечная нирваническая дымка
зависшая в тех районах;
люди умирают
а на их место
в эти же дворы
приходят другие
и когда ты попадаешь
в эти места
то ты на какое-то время выпадаешь
из каких-то привычных тебе
норм
и ритмов
существования
и тебе начинает казаться
что в этом районе
ты мог бы оказаться
и например после смерти
я помню
что в тех районах
мне очень много раз
так казалось
я думаю что
в воздухе этих мест
витает какой-то
сладковатый и успокаивающий
дух
(возможно это дух обреченности,
неудачничества)
который смешивается там
с запахом коммунальных кухонь
и почему-то нас
все время туда тянуло
я не знаю
почему мы чувствовали себя так уютно
в этих районах