Сентябрь 2001

ХРОНИКА


3.09. Образ и мысль

    Открытие сезона. На круговых чтениях, как всегда, выступили Эдуард Шульман, Владимир Герцик, Дмитрий Лепер, Александр Воловик и др.; отметим также выступление Натальи Викторовой, участие Натальи Акуленко (Киев), первое появление Григория Эпштейна со стихами обериутского толка и представленные Светой Литвак два стихотворения о том, как она загорает без одежды: на пляже с Николаем Байтовым и у забора соседской дачи.



4.09. Библиотека "Русское зарубежье"

    Вечер по случаю закрытия выставки литературного самиздата "Вольное русское слово" (см. тж 19.05.) открылся пространным выступлением подготовившей выставку Тамары Буковской, которая представила третий выпуск издаваемой ею в Санкт-Петербурге, совместно с Валерием Мишиным, поэтической газеты "АКТ", рассказала о некоторых его авторах и прочитала, наряду со своими, их тексты: таким образом, прозвучали стихи Мишина, Владимира Беспалько, Тимофея Животовского и Олега Охапкина, а также несколько ранних (относящихся к 60-м гг.) стихов Виктора Кривулина, которые обширно представлены в выпуске; этой публикацией Буковская полемизирует с существующим мнением, что Кривулин как поэт вполне сложился только в 70-е годы (впрочем, судя по некоторым высказываниям, сам Кривулин придерживался этого же мнения). Собственные тексты, также представленные в газете Буковской, озвучил Владислав Лён; затем Лён и Иван Ахметьев прочитали стихи покойных и отсутствующих авторов: Александра Величанского, Эдуарда Лимонова, Анатолия Маковского, Александра Денисенко. Выступили также Александр Ожиганов, читавший стихотворные посвящения Кривулину и Охапкину (начала 70-х), Владимир Буйначев, представивший цикл "Стихотворения из трех букв" (т.е. стихотворения-липограммы, использующие только три буквы алфавита), и Наталья Акуленко (Киев), прочитавшая ироническую "Балладу поэтического фестиваля в Киеве" и два стихотворения из цикла "Пророки", интонационно, просодически и отдельными мотивами отсылающих к ветхозаветным текстам, однако вполне современных по материалу (так, текст "Из книги Малахии" представляет собой пространное объяснение в любви Киеву). Вечер завершился собственными ранними (70-х гг.) стихами Ахметьева.



7.09. Георгиевский клуб

    Открытие сезона. Со стихами выступили Юрий Орлицкий, Татьяна Виноградова, Владимир Герцик и Ирина Добрушина (оба читали хайку), Наталья Осипова, Ирина Шостаковская, Алексей Корецкий, Юрий Проскуряков, Даниил Файзов и Света Литвак (в одном из текстов обрушившая очередную инвективу на головы литературтрегеров); Наталья Акуленко вновь представила "Балладу поэтического фестиваля в Киеве" и пространный стихотворный текст от лица "неизвестного классика XIX века" Юрия Маркизова (содержание данной литературной маски осталось непонятным - возможно, подразумевается какой-то иронический жест, т.к. по крайней мере представленный текст не вписывается в заданную эпоху ни по просодии, ни по словоупотреблению). Малую прозу читали Мария Ордынская, Наталья Кузьмина и Георгий Балл; Артур Крестовиковский представил главу из романа "Маленький человек" (кажется, понимая под "маленьким человеком" "подпольного человека"). Дмитрий Авалиани демонстрировал листовертни (особенно большое впечатление произвел веер с листовертнями на каждой пластине). Несколько стихотворений молодого киевского поэта Дмитрия Лазуткина прочитал Николай Винник.



10.09. Образ и мысль

    Вечер поэта Марины Бородицкой. Были представлены стихи, подготовленные автором для включения в новую книгу, в т.ч. и новые, в которых доминирует тема внутриутробного развития: ребенка - в матери, души - в теле, различных чувств - в душе. Бородицкая также рассказала о только что изданном сборнике своих стихов для детей.



11.09. Проект О.Г.И.

    Презентацию восьмого выпуска альманаха молодой литературы "Вавилон" (М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2001) открыл вступительным словом Дмитрий Кузьмин, заявивший (имея в виду происшедшие несколькими часами ранее террористические акты в Нью-Йорке), что стремление к обретению собственного неповторимого голоса в творчестве и независимая деятельность в сфере культуры суть предельные проявления лежащей в основе современной европейской цивилизации идеи о сверхценности личностного начала, так что воля к этим занятиям служит достойным ответом попыткам поставить европейскую цивилизацию на колени. В свою очередь Галина Зеленина, отказавшись от чтения стихов, объявила минуту молчания в память погибших. Из последовавших выступлений отметим, прежде всего, редко появляющегося Максима Желяскова, достаточно резко сменившего манеру повествования - от экзальтированно-лирических новелл в полторы-две страницы (ср.30.03.99) к болезненно отстраненным зарисовкам в несколько строк, близким по оптике и стилю к циклу Сергея Соколовского "Ужасная новость". Мария Бондаренко свела ряд стихотворений (в т.ч. звучавших раньше) в цикл с удачным названием "Персонажи в пейзажах и интерьерах", педалирующим ироничность, отстраненность, масочность ровно настолько, чтобы заподозрить чисто лирическую подкладку всех этих свойств авторской речи. Дебютировали в качестве полноправных участников столичной литературной жизни Александра Сикирина (прежде - см.5.06.00 и 27.06.00 - попадавшая на сцену скорее как представитель гипотетического нового поколения) и Алла Тандит, примкнувшие к малочисленному относительно традиционному флангу "вавилонской" поэзии (впрочем, по малому количеству представленных текстов делать выводы преждевременно). Со стихами выступили также Соколовский, Владимир Никритин, Кирилл Баскаков, Вадим Калинин, Кирилл Медведев, Николай Звягинцев и Илья Кукулин, а Станислав Львовский и Ирина Шостаковская наряду со стихами представили и прозу. Константин Рубахин прочитал сокращенную (и звучавшую одновременно скомканно и громоздко) версию стихотворно-прозаического монтажа на основе вошедшего в альманах текста "Книга пассажира" (см. 13.06.). Кукулин также огласил два стихотворения Яны Токаревой.



12.09. Проект О.Г.И.

    Презентация книги Кети Чухров (прежде фигурировавшей под фамилией Чухрукидзе - смена имени не комментировалась) "Коллекция цезур" (М.: Логос/Гнозис, 2001). Стихи Чухров/Чухрукидзе поражают своей стопроцентной литературностью: ни одного собственного слова, ни одной реалии текущего дня, зато в изобилии кучера и кареты, "женщины, играющие на цитре", и т.д., и т.п. Постоянными характеристиками текстов являются многозначительность, возвышенность, красивость. Просодия претендует на изысканность, в отдельных случаях используются различные неходовые приемы (скажем, эквинициал), однако доверие к техническому мастерству автора подрывается тривиальной рифмой (там, где она есть), равно как доверие к языковой компетенции - обилием ошибочных ударений (заметно, что русский язык для автора не родной). В дополнение к текстам из книги был прочитан перевод "Речи о любви" Эзры Паунда (о котором Чухрукидзе несколько лет назад опубликовала книгу) - этот текст Паунда сам по себе является переложением египетских папирусов; статус перевода перевода, копии копии хорошо отражает творческую стратегию автора. В заключение были представлены два эффектных мелодекламационных номера, в которых собственные свойства текста практически нейтрализовывались, - и это следует признать наибольшей удачей вечера.

      V.S. Н а т а л ь я   О с и п о в а

        Эти стихи - своего рода критика культуры со всевозможных позиций: стилизация архаичных интонаций, фольклорных, фраза построена так, что невозможно уловить личную интонацию, - все позиции так называемой классической культуры подвергаются сомнению. Но критика эта не слишком последовательна, потому что стилистически-то критикуется культура, а конкретные претензии предъявляются людям и ситуациям, которые и так ей не соответствуют.



13.09. Центр авторской песни

    Презентацию "Иерусалимского журнала" и изданных им книг открыла и вела прозаик Дина Рубина, недавно переселившаяся из Израиля в Москву. Журнал основан два года назад как аналог российских "толстых журналов", отличаясь заметным уклоном в либерально-стоическую литературу диссидентского происхождения и поэтику КСП (в руководство журнала входят Дмитрий Сухарев и лидер ташкентской авторской песни 70-х Игорь Бяльский); разнообразят картину эффектные названия рубрик (по Иерусалимским топонимам: "Шхемские ворота", "Львиные ворота", "Русское подворье" и т.п.) и переводы современной ивритской литературы, в т.ч. молодой. Из вышедших под эгидой журнала книг на вечере были названы только книга стихов Сухарева "Холмы" (2001) и книга прозы и пьес Юлия Кима "Путешествие к маяку" (2000). Со стихами выступили Бяльский (ироничные цитатные игры), Сухарев, Павел Хмара, Игорь Губерман, Зинаида Палванова, с прозой - Рубина (фрагменты разных текстов о жизни русских репатриантов в Израиле в общем жанре иронического "физиологического очерка" эстрадного толка, несущественно отличающегося от Михаила Жванецкого и т.п.), с песнями - Виктор Луферов, Сухарев и Ким (удививший обилием сугубо израильской тематики и местным патриотизмом). Вечер носил ностальгический характер.



14.09. Георгиевский клуб

    Презентация книги Яна Пробштейна "Инверсии" (М.: Аркада, 2001), включающей в себя стихи и переводы англоязычной лирики XVII-XX вв.



18.09. Проект О.Г.И.

    Презентация книги стихов Николая Звягинцева "Крым НЗ" (М.: ОГИ, 2001), включившей произведения последних пяти лет (проекту книги уже был посвящен вечер 20.04.00). Звягинцев предварил чтение кратким декларативным заявлением, настаивая на сугубой приватности своих стихов, - что, в частности, хорошо заметно (добавим от себя) в обилии посвящений литераторам близкого автору круга; венцом этой тенденции стали две впервые представленные изящные пародии (на Игоря Сида и Андрея Полякова), объединенные в цикл "Стихи за...".



21.09. Георгиевский клуб

    Вечер прозаика Георгия Балла. Наряду с новыми рассказами прозвучали несколько переработанные редакции уникальных стихотворно-прозаических композиций "Под землей" (см. 22.10.99) и "Трамвай-оркестр".



23.09. Проект О.Г.И.

    Презентация книги стихов Виктора Коваля "Мимо Риччи" (М.: ОГИ, 2001) - по словам Коваля, являвшаяся одновременно и презентацией первой его книги "Участок с Полифемом" (СПб.: Пушкинский фонд, 2000), до сих пор не представленной в Москве. Любопытным образом Коваль различал более и менее эстрадные тексты, читая их соответственно стоя и сидя.



24.09. Образ и мысль

    Презентация книги стихов Анны Котовой "Невпопад" (М.: ЭРА, 2001). Котова читала стихи и исполняла песни под гитару. Вечер прошел в теплой дружеской обстановке.



25.09. Авторник

    Открытие сезона: вечер членов клуба. Проза была представлена минимально: маленьким рассказом Ирины Шостаковской "Наташа и очки" и эффектным эссе Эдуарда Шульмана "Опыт по уловлению ритма", посвященным поэзии Серебряного века: даже на фоне известной склонности Шульмана к заметным и нетривиальным композиционным приемам структура данного текста (ромашкообразная: постоянные возвращения к исходной точке, Пастернаку и Маяковскому, после очередного отступления о ком-либо из других ключевых авторов эпохи) производила сильное впечатление. Тема истории русской культуры, причем в неожиданном почти сатирическом ключе, была продолжена двумя стихотворениями Фаины Гримберг. Из стихотворных выступлений следует отметить, прежде всего, цикл Яны Токаревой "Comme il faut", предваренный эпиграфом из "ЛЖМ": "... в сторону более радикальных поэтик..." - отсылающим к отзыву о Токаревой в отчете за 21-22.03.: "ее тексты <...> чреваты авторской эволюцией в сторону более радикальных поэтик, каковую эволюцию за последние 6-8 лет уже претерпели <Зондберг>, Степанова, Поляков и Денисов"; в новых текстах прослеживается интерес к постконцептуалистским стратегиям письма, сопровождающийся и заметной настороженностью - в этом смысле особенно характерен самый пространный текст цикла, представляющий собой, собственно, изящную и точную пародию на Кирилла Медведева; в то же время два стихотворения, прочитанные Токаревой отдельно от цикла, выдержаны в прежней лирической манере, неброской и глубокой. Мария Галина повторила уже звучавший 21.11.00 текст с использованием обильных украинизмов, заметив, что именно этим обстоятельством (отмечавшимся нами как выдающаяся находка), по-видимому, объясняется упорное нежелание всех сотрудничающих с Галиной изданий его печатать; благодаря вопросу-комментарию Гримберг была прояснена также присутствующая в тексте отсылка к истории украинской литературы (одна из сюжетных линий - судьба первой украинской поэтессы Марии Чурай). Алексей Денисов представил цикл стихотворений, написанных в той или иной мере (от общей идеи и первоначального стимула до редакторской правки) с участием других литераторов, главным образом Марии Бондаренко, которая участвовала в чтении; Денисов пояснил, что именно разные формы взаимодействия авторов представляются ему одной из любопытных перспектив современной поэзии. Со стихами выступили также Леонид Костюков (пояснивший, что один из текстов представляет собой прямой диалог со стихотворением Набокова и воспроизводит метрику источника), Аркадий Штыпель, Михаил Нилин, Иван Ахметьев (стихи начала 80-х), Вадим Калинин, Наталья Осипова; Дмитрий Авалиани показал новую партию листовертней, преимущественно географической темы (серии с названиями стран), Николай Винник прочитал перевод с украинского одного стихотворения Юрия Андруховича (из цикла текстов для рок-группы "Мертвый пiвень", читанных автором на фестивале "Южный акцент" 28-30.05.99). Нилин и Ахметьев представили также, по просьбе отсутствовавшего автора, новые стихи Бориса Кочейшвили, объединенные в цикл "Записки охотника за записками". В качестве постскриптума со стихами выступили Дмитрий Кузьмин (резкий памфлет на смерть Бориса Рыжего) и Данила Давыдов (стихотворение "Гостиница "Хаос", довольно высокое здание в Москве", навеянное как американской трагедией, так и ходом нового розыгрыша премии "Дебют", офис которой находится в московской гостинице "Космос"), а также Владимир Никритин и Андрей Родионов. Особую краску в ход вечера внес жест Никиты Путилина, во время выступления Нилина преподнесшего последнему, с присовокуплением библейской цитаты, неопознанную книгу и ёршик для чистки унитаза.



28.09. Георгиевский клуб

    Презентация литературно-издательского проекта Олега Асиновского и Ко. История проекта была пояснена во вступительном слове Татьяны Михайловской: в начале существовали стихи Асиновского (располагаемые им по алфавиту), к которым Дмитрий Авалиани взялся писать листовертни (в таком виде проект был уже представлен 3.11.00). Затем сама Михайловская решила сопроводить каждую пару чем-то вроде небольшого комментария, Александр Лаврухин прибавил графический элемент, а Данила Давыдов - минипритчу; так возник комплекс из пяти элементов пяти авторов - к этому комплексу добавляется всякий раз еще один текст какого-либо другого автора (в таком гостевом качестве в проекте пока приняли участие Борис Колымагин, Сергей Федин и Герман Лукомников), и получившаяся группа текстов выпускается отдельной брошюрой. В ходе вечера были прочитаны и показаны три вышедших книжки; выступления сопровождались разнообразными перформансами Лукомникова (без текста), который затем, заявив о своем желании прочитать стихи, озвучил один из выпусков литературного альманаха клуба "Премьера" со стихами Николая Байтова, Светы Литвак и др (не объявляя авторов); по просьбе Михайловской чтение Лукомникова было завершено уже во дворе клуба. В заключение вечера выступил издатель проекта Левон Осепян, рассказавший о своем журнале "Меценат и мир".





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Литературная жизнь Москвы"
Предыдущий отчет Следующий отчет

Copyright © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru