 |
Я
вдыхаю так глубоко, что чувствую холод на дне легких. Я набираю
воздух, чтобы описать Белку, вспомнить все про Белку, думать только
о ней.
Это
Олег называет ее Белкой, он говорит, что она похожа
на худую черную белку. Но мне не помогает его народная этиология.
В действительности ее зовут Марлена ≈ в честь месяца Марта и реки
Лены, и когда она смотрит на меня, время и пространство слипаются
в горячий влажный комок, срастаются спинами, как сиамские близнецы.
Она поворачивает ко мне голову, и я чувствую себя слепым черным
кроликом, извлеченным из шляпы фокусника и ох, ≈ не ради пустой
потехи ≈ жертвенным черным кроликом. О да! я чувствую себя жертвой.
|
 |
 |
 |

Видел
я этих белок ≈ они толстые и рыжие, они мягкие, у них блестящие
беспокойные глазки ≈ все, что необходимо, чтобы пробудить у человека
инстинкт кормления. Потому их и помещают на обертки конфет, на
поздравительные открытки, на атрибуты добра и справедливости в
их земном полиграфическом исполнении.
Едва
уловимая черта случайного сходства, напоминание как запах, который
неумолимо растворяется воздухом, упоминание
в одной из открыток,
присланных общим знакомым третьего рода. И вот Олег уже зовет
ее Белкой, и делает это ради пустой потехи.
Стоит
мне взглянуть на нее, сидящую немного впереди и несколько по диагонали,
как она выпрямляет спину и начинает медленно поворачивать лицо
ко мне. Так медленно, что время уходит вперед, а я остаюсь, чтобы
утонуть в этом горьком тревожном меду.
|
 |
|
|

Ее
черные глаза блестят мягко и бессмысленно, отливают перламутром,
как спинки жуков, и под ее взглядом я чувствую себя перевернутым
на спину жуком, и может быть, даже хуже ≈ распяленым булавками
энтомолога жуком, цветком, высушеным для гербария.
Ее
гладкие волосы утекают вниз, за плечи, холодной черной водой,
и когда я думаю ≈ как там внизу? ≈ горячие мурашки бегут у меня
по спине.
Ее черный свитер для подводного плаванья
обтягивает тело так туго, что признаки пола кажутся силиконовой
ложью. Но я знаю, что правда может выглядеть невероятнее любых
сексуальных фантазий.
|
|
 |
 |

Она
пришла сюда с той стороны, из зала открытого доступа и села здесь,
в читальном зале, на обычное место Олега, немного впереди меня
и чуть по диагонали. Поэтому Олега здесь сегодня нет. Но я словно
вклеен в интерьер читального зала Публичной библиотеки.
Она
положила перед собой толстый том "Всемирной истории фокусов и
обманов зрения". Гарри Гудини исчезает из запертой камеры Бутырской
тюрьмы, 1903 год. Она неслышно перелистывает страницу, и мое лицо
обдает холодом. Ее прохладная рука сжимается в маленький гладкий
кулачок, чтобы подпереть щеку, и мое солнечное сплетение у этого
кулачка внутри.
Она
пришла сюда, не имея личной жизни, ни биографии ≈ я видел ее абонементную
карточку ≈ только затем, чтобы дать жизнь поколению
богов и героев.
|
 |
|
|

Из
ее карточки я знаю, что она родилась в
поселке Белые боги, что в Московской области. Она была
зачата ночью от крови украденной ею же курицы.
Хорошо,
она пришла и заняла чужое место, но что, в таом случае, делаю
здесь я? Меня держит черная горячка. Я сплю, болею, влюблен. Нет,
не надо, это мой невроз, и он ≈ мое единственное преимущество
перед ней. Она не смеет думать, будто это ее подарок мне. Я не
желаю покидать пределы своего тела, не хочу с ней связываться.
Будем считать, она не в моем вкусе.
Я
бы хотел показаться ей смешным. Пусть она подойдет ко мне и скажет,
чтобы я перестал пялиться на нее. Тогда я вцеплюсь ей в горло.
Там, где упадут капли ее крови, вырастут цветы.
|
 |
 |
 |

Олег
смеется надо мной и говорит, что это
любовь. Но она оставит меня, только если я буду непрерывно
думать о ней.
Смутно
знакомое имя, придуманное для своего будущего ребенка во сне,
потерянная на середине книга ≈ никто не знает, что она до сих
пор лежит за батареей парового отопления на старой даче в поселке
Белые боги, желтеет, конечно, сохнет, вот-вот рассыплется в прах,
и запах! ≈ запах, смесь душицы и тростника, пустырника и кассия,
запах нарциссов на исходе поры цветения. Что-что, а духи я различать
умею.
|
 |
|
|

Я
читаю в "Психоаналитическом вестнике" за 1939 год описание фобии
девочки
восьми с половиной лет. Перед девочкой на корточках
сидит потемневшая от времени старуха ≈ ее хозяйка на все лето.
Хозяйка только что застрелила из охотничьего ружья свою худую
черную собаку, помесь русской борзой и дворняги. А теперь должна
утопить весь помет, троих щенков ≈ четвертый умер самостоятельно,
при родах. Иначе соседи старухи утопят ее саму. Собаку винят в
том, что она таскала кур с колхозной фермы. Старуху не любят за
то, что она зажилась. Старуха положила длинноствольное ружье поперек
своих вдовьих коленок, обтянутых гладкой черной юбкой.
|
 |
 |
 |

И
девочка чувствует, что во всем виновата она
одна.
Она
захлопывает книгу так громко, что я вздрагиваю. Поворачивается
ко мне. Смотрит, не отрывая глаз, не мигая, не меняя выражения
на лице. Забирается под кожу, внутрь костей, бежит по венам, ощупывает
сердце. Я цепенею, но нахожу в себе силы сказать:
≈
Что это ты уставилась на меня?
|
 |
|
|

Фокус-покус,
и ее больше нет во мне, ни рядом со мной. У меня получилось, а
у нее, соответственно, нет. Зеркало треснуло точно по центру,
выпустив прожилки трещин. Их рисунок странным образом похож на
линии моей правой руки. Теперь я снова один-одинешенек, и это
хорошо. Я склоняюсь над чистой, белой как ее исчезнувшее лицо
бумагой и пишу: "Анализ фобии восьмилетней девочки".
Это
будет отличный реферат с хорошо продуманной системой ссылок и
аллюзий, законное дитя фундаментальной подготовки и вдохновения.
Марлена высохнет от безответной зависти. Но мне не жаль Марлену,
даже если от нее останется один голос.
|
|
 |