Книга стихотворений.
Серия "Автограф". ISBN 5-89803-072-7 64 с. |
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Ивану Ахметьеву
Акация, хочу писать окацыя,
но не уверен, что возьмут
ломать слова, когда канонизация
литературы, где людей живут.
Не пушечный, хочу найти подушечный
мне сильно видно на глазах:
успенский мышечный и ожегов макушечный
в отрывках, сносках, черепках...
Под лестницей-кириллицей скрипящею
перилицей могу уметь,
пока ходящею, шипящею, свистящею
я отвечает мне, что он ему ответь.
* * *
От русского русское слышать приятно.
Оно и понятно, хотя непонятно.
Но ладно, душа, расскажи как хотела,
чтоб тело души наизусть уцелело.
Душа-то хотела, да ей непривычно,
не страшно нельзя, но почти необычно
услышать одно, а расскажешь другое,
не слишком совсем, но слегка неродное.
Меняется делаться главное что-то,
не просто всё это, а то-то и то-то;
и я понимаю, что я понимаю
не то, что понятно, а что понимаю.
Какая, соратники, хилая почва,
из шахт мусикийских неточная почта!
Какие, болельщики, наши нагрузки
нам речью прочесть не бывает по-русски!
Вотще мы хлебали кощеево семя,
нам сдвинут живот и отвинчено темя.
В расстрелянной чаще, в намыленной роще
не нужно почаще, неможно попроще.
Я вышел в большое и в тихую рыбу,
в почетного пробу, в печатного глыбу,
но нет мне учебы и нет мне совета,
за что из меня получается это.
Я русскую руку рукой пожимаю
и душу сказать по руке отпускаю,
по поводу смысла, по памяти слова...
Но знаю надолго не будет такого.
НА ОТЪЕЗД Д.М.
Куда зачем тебе; раз рыбка-силомерка,
веслом зазубренным написанная мелко
и неразборчиво; попомни, что тогда,
раз чайки принялись; раз чешуи и меха
нельзя за волосы им плешь едва помеха:
вполне проедена, ан светится! Да-да.
Ты есть не ты себе. Особенно однако.
А то цветаеву с укропом пастернака
(как весь раскрылся весь и рифмою першит):
по биты губы им гранитною волною,
ковчегом гибельным, который сам собою
за море голоса внимательно спешит.
Мужская косточка из Ноя остается.
Но как бы сразу проглотил под сердцем трется
толпа безлюдная, готовая иврит.
В честь филологии с куплетом и салатом
развесим головы хроническим салютом
и остановимся почем я говорит?
Вот ведь рапсодия! но сквозь крутую жижу,
глаза оскалив мне и глядя, не на вижу,
с Мазая зайцами и Даля языком
столетней выдержки, я гору дождевую
в потопе важную, я тучу нежилую,
строку бегущую, соленую тайком.
На днях пловцу сего объявят аргументы,
армейский выговор, ударные акценты,
струю тартарскую и прочее ему...
Всё громко капает; слеза звезду находит;
имея родину бездонную, заводит
во след еще одну; придумаем к чему.
Нив сфасаим пока, наби, туда отсюда;
что отличает нам пегаса от верблюда
конька небесного ужо исполнит речь!
Души слюной когда из лона Прозерпины
когда пропитаны такие вдруг картины,
то посмеемся, как вода размокла течь.
НАЗАД
Тяжелая слепая птица
назад в язычество летит,
и мир асфальтовый ей снится,
и Гегель, набранный в петит.
Михаил Лаптев
Вчера бы снег сегодня, если снова
легчайшая и зрячая основа:
проверено на нитке снега слово
Господня нитка многое шумит
про двор асфальта с тенью неживою,
что стал хотеть лететь куда собою,
но расхотел лететь. Теперь летит.
Не тут же сведенборги замечали
того, что ясно выше и вначале,
но в ледяных концах седьмой печали,
смотря внутри, как бывший психократ,
я видел мне не демона с рукою
тебя с тобой, который стал тобою:
ты треугольник вписывал в квадрат.
У Гегеля ищи, у Гераклита,
у кегля, у немецкого петита:
Все вещи нет; одна вещей забыта;
Другая вспоминается не как.
И Ding an sich за дымом или снегом
(душа моя твоей) серьезно следом
вдруг потянула вверх. За чем же так.
Плеснув в раю, не растворившись в лимбе,
ты закипел в мемориальной колбе,
но, чистый дух, новорожденной лимфе
не всё кого толкнуть во что толкать
движением, достойным элеата,
как в этот снег, чья цель стоять куда-то
в пустое тело, видимо. Опять.
Недалеко спросить у Променада
с кого нам жить и как всё это надо,
кому из неба треугольник ада:
кровь, дерево, железо и кирпич...
Но Миша тенью брата или братом
бьет алфавит над городом квадратом!
Священный и спортивный паралич.
КАРАНТИН
Николаю Звягинцеву
Под сердцем сильная спит змея,
как спичка, вынута наугад.
Восток: печатная чешуя;
поодаль битва идет, солдат!
В апреле синяя прорастет,
в июне белым сгорит, как соль.
Чуть выше локтя ударит сталь
и всхлипнет: "Девочки, недолет!
Держать бумаги, звенеть струной
я не способна, зато могу
рептилий Феба давить собой,
на пограничном свистеть лугу!"
А то ли дело галдеж и двор,
голландский завтрак, молочный ход
ползучих пасынков длинных нор,
протяжных узников узких нот.
Есть медуница и есть осот.
Ты ляжешь между, поскольку тут
скрипичным жалом проверен рот,
хранящий крепкую немоту.
И не откликнешься, как живешь,
но самым доблестным из ужей
шипящей лентою проскользнешь
в неназываемое уже.
* * *
В словах Алексея Цветкова,
которые сразу любил,
цветник водевиля такого
понравилось, что находил
на всё разложилась Эллада,
на всех филомела растет,
а в черные дни Ленинграда
по Бродскому Питер бредет.
Испуганный волк и указчик,
глотнувший из этих шагов,
предъявит тяжелый образчик
классически чистых стихов:
"К слезам потянулась старушка
с готовой совой на плече,
с разбавленным болдино в кружке,
с капустой на мирном мече;
каррарская крошка под кожей,
папирусный вирус в перстах..."
Положим, каким-то серёжей
сыграют на данных страстях.
А мы никакой победитель,
нам незачем лучше спешить.
Пускай разрывает учитель
набухшую красную нить!
АКМЕИСТЫ
Зачем, потяжелев, Ахматова-пчела
с картавым родником полет переплела?
Как будет Гумилев, которого читали
под гнетом мертвых муз, либидо и печали?
Не знает отвечать наследный адамит,
но пробует стихи, очками шевелит,
и двигает в тетрадь искрящею рукою
не то, что о себе, а что-нибудь такое:
Подушку второпях примерил Мандельштам,
сон именной сбежал по ребрам и устам,
а там подледный быт, журнальный клев богатый,
гражданские долги и перевод горбатый.
Подлеченная речь, опричь прокат цитат
у Нарбута всегда Зенкевич виноват,
у Бриков биллиард, и Шкловский, и чекисты,
у Мнемозины креп и холодок пушистый.
Поставлен разгребать исписанную мглу
крылатый эллинист кругами на углу.
Но черно-желтый свет на стогнах Петрограда
не переходит в смерть, как следует. Как надо.
ПОЭТ
На черную музыку вышлем дозором
строфу из дождя и травы,
держа говорить драгоценным укором
большое лицо головы.
Запомним деревья и двинем их следом
пусть светом накатится гром
на страшное место за домом и садом,
как мог бы поэт о другом:
"Из горницы в сени свеча отступает,
сверкает на маковке крест,
и форму, как рифму, себе подбирает
души золотой манифест".
Я взять приготовить куплет Пастернака;
болтать его эдак и так
пытался уметь, но семантику знака
мне нет, не раскрыл Пастернак.
Товарищ писатель сердец воспитатель.
Не надо его объяснить.
Я песенный стану ему подражатель,
а он мне прочтет, так и быть:
"Из комнаты в душу свеча переходит,
душа растворяет свечу,
но ряд операций в пути происходит,
с которыми лучше к врачу.
Бормочутся дрожжи, и брыжи, и фижмы,
случаются тремор и тик...
Я вынесу всё! Я поэзию выжму.
Я спрыгну сейчас, проводник,
под сильную землю за домом и садом,
под книгу, забытую в срок,
с лиловой грозой, с пионерским отрядом,
с моим языком поперек".
* * *
Как сделать что было в начале,
что были мы дети страны,
что верхние сосны качали
и мы собирались нужны?
Стихи говорили чуть слева...
Признал у костра пионер,
что, кстати, названия слава
не важно ему, например.
Но возрасты уж поменялись!
Прошедшего вряд ли вернуть.
Зачем разве сосны качались,
чтоб нас хорошо обмануть?
В лесу на лежачей опушке,
подросший всего ничего,
вдруг был нам какой-нибудь пушкин,
а мы пропустили его.
СООБЩЕНИЕ
1
Илье Кукулину
Уже за прочерком не видно, кто из нас,
еще которому не надо о котором,
как вдруг по скатерти копытами пегас
в гостях набросится за этим разговором.
Тогда раскольником старуха топоров
похожа Лотмана в Саранске на немного
места помечены обмылком диалога:
саднит орудие в усах профессоров.
Объявит радио перегоревший луч.
В сортирах камерных исполнится музыка.
С размаху попою глотнём кастальский ключ.
Чтоб горлом выпала червивая гадюка.
Горазд зашкаливать центонный громобой.
Держать просодией леса, поля и реки.
Печёнка звякает в народном человеке.
Чревата Родина акустикой такой.
До боли вкалывать машинке языка!
Сквозь треск поэтики, в числе коммуникаций
закурит "ЛЕРМОНТОВ" цыплёнка табака,
примерит лебедя накаркавший "ГОРАЦИЙ".
Но понадеемся, кто это произнес,
что речь сработает, а сколько раз неважно.
Молчать отважимся мажорно и протяжно
до ранних прописей, до азбуки всерьез.
2
Я как-то помнится, что "А" хотел сказать,
подвигав памятник защёчный! и чудесный;
в нем речь кончается то дергать, то качать,
то: в столбик синтаксис нарезать интересный.
Богат, коллоквиум, промежностью, подчас,
слегка, эротики, допустим, структуральной,
из-под, веселые, мы, вылезли, печально,
и, ну, затрагивать, культурных, васисдас!
Нам им чтоб хочется жилось наискосок
кривило зеркало и кофе мимо чашки;
всё переставлено попробуй, потомок?
там ударение, где вукбы на мубажке.
До референции, до кладчика всерьез
молчать заслушаем негромко и нарочно,
что слово сделано, а кем из нас конечно!
такпо при ветствуем к тоэто про изнёс:
"Чшу Шлуя вем удне, ехайскиа можи,
коде прываше вы? кугде бы на Аране,
не гурувех целай бужасшваннея пане,
кек жолевриный крин в чожиа лобажи.
Чшу нед Эрредую кугде-ту пуднярся?
Сай дринный вывудук, сай пуазд жолевриный!
Я списук кулебрай плучар ду саладины:
бассуннаце, Гумал, шогиа пелося".
* * *
Ну, допустим, не все. Но забыты.
Марсельезы мои, нереиды...
Я для них отсидел за столом
день победы, беды и обиды,
вроде сада серьезен челом.
Дескать, что за четверг получился,
дымным деревом кверху спустился?
На четырнадцать детских шагов
что за ангел вздремнуть отлучился
со своих трудовых облаков?
Спим, ценитель и клумбы, и грядки.
А Ветровна, а птичка-тетрадка
мимолетом звучит по пути...
Это русская наша разгадка
Эфиопии нашей в груди.
Безусловно товарищ, певица,
Вы достойны сюда удивиться,
замещая журнальный улов
простака вне разряда столицы,
но в ряду просвещенных углов.
За недальнего света наградой
я поближе уйду, если надо
областные смотреть вечера:
ненаглядный пример листопада
был такой красовицкий вчера!
Здравствуй, тайная верность кому-то,
и молчания, здравствуй, минута;
до свиданья, мой голос любой,
в жадном горле застряла монета;
марсельеза; любовь; не любовь.
* * *
Елене Долининой
Без заварки крутой кипяток, сигаретка одна на двоих...
Ворошиловский, помнишь, стрелок был нам близок в исканьях своих?
Есть еще и такая тоска: в соответствии с книгой одной,
грека в Лете по локоть рука, Генри Миллер поводит клешней.
Трупик рака мусолит птенец, помещенный в специальный прибор;
за щекой у него бубенец, и недолго лететь через двор.
Перекручен родной горизонт и продут позвоночным столбцом,
чтоб нашелся древесный резон за Париж приниматься птенцом.
Но эзоповы комплексы здесь разновидность тюрьмы и чумы,
потому что восточная спесь расписной не унизит сумы.
Вот. Раскосым глазам никогда не увидеть свободной любви,
потому что иная звезда, словно лед, растворилась в крови;
потому что открыла стрела путь кратчайший в скворечню души,
и скворец, становясь из стекла, научился считать барыши...
За великой спиной Лао Цзы, где певец желтым небом промыт,
где вполсилы прикушен язык, спи, проклятый бухгалтер!
Не спит.
* * *
Подруга никогда сегодня виновата
погасла опера в крови...
Ты любишь метроном? вот так и я когда-то
любил предмет любви.
Едва определит разумная красотка,
что денег часто нет,
Сомнений тоже нет, но есть покой и водка,
отвечу ей в ответ.
Под маковую тень цезуры и венеры,
не покладая глаз, ровесница меня,
спеши собой делить жилплощадь сей химеры,
где гордый внук, и финн, и прочая родня.
Кому не устоять в монументальной позе
тому разлука позади.
Кому подарок был на искреннем морозе
за то, что проследил два тела во плоти.
Кто Моцарта прочла, кто с Кантом осторожен,
кто людям посвятил гуманитарный хлеб,
кто говорящий кто, губами неподвижен,
в тебе могу взахлёб.
А что там сообщать, по сердцу понимая,
легко ли, тяжело
идут и этот снег, и эта дорогая?..
Пускай себе идут, куда оно прошло.
ДИСПУТ
С одною-хорошей, порою
мы вместе на берег короткой реки
Салгир называлась...
Со мною
одна очень споря, и не пустяки!
Где ивы растение тенью
легло нам на руки мы сразу в тени
с подарком такого портвейна,
вопросы решая, волнуясь одни.
"Кто в Боге-во-мне или рядом,
никак посудить не сумев, не берусь...
Одна! я напуган не адом
себя не имея, боюсь."
"Кого это нас ты считаешь,
кто может хоть как-то кого?
Ты важные спины явлений хватаешь,
в которых тебя ничего!"
...тем временем сбоку светилось,
река оставалась водой,
и так это честно крутилось,
в одной, и во мне, и со мной,
что всем рассуждениям хватит!
а только побыть над рекой
с портвейном, которой не хватит,
с одною-со-мной, и со мной.
СХОЛИИ
I
Здесь вечности разряжен автомат,
и это хорошо, что он разряжен,
поскольку, если б был бы он заряжен,
я б изнемог от изобилья дат.
II
Здесь муторно, здесь выгодно. Смотри
ты бросил камень, но летит обратно,
и сквозь него просвечивают пятна
семьи и школы. С гоголем внутри.
III
Настолько здесь разъяты небеса,
что рыбы заплывают в телескопы.
Здесь очевидно, что уста Европы
не плюнут в азиатские глаза.
IV
Здесь лотерея пряничной орды
способствует размаху кругозора
весталок, что выходят из фавора,
чтобы войти в торговые ряды.
V
Здесь Греция, как черная вода,
в косматой скифа булькает гортани,
пока в словарной стуже, как в нирване,
речь бороздят ахейские суда.
VI
Что костный мозг, мы выпили букварь
и вмерзли в эйдос, и свеча горела...
Душой едва разбавленное тело
открыло рот и означало: царь.
VII
За то, что воздух выдан на века,
благодарим тебя, о повелитель!
За влажный окрик допотопных литер-
атур, читай за мясо языка;
VIII
за глухоту оливковую рощ,
за местный мрамор, платную элладу,
за мед кириллиц, принявших по блату
чужих бессонниц праведную мощь;
IX
за эту плоть, отверстую теперь,
за эту жидкость, бьющую по венам...
Овца античных пастбищ, извини нам
ты не воскреснешь, одинокий зверь!
X
Наверное, и в этом есть резон,
когда, домой вернувшись в полшестого,
набравшийся аэд и казанова
откроет отопительный сезон.
XI
Не холодно, но глупо умирать.
В чем, в чем а в смерти жизни не откажешь!
На это, друг, ты ничего не скажешь.
Мне тоже больше нечего сказать:
XII
".......................
.........................
.........................
........................"
* * *
Так сказать, ничего не сказать;
всякой буквой листок исчеркать
кто за осень, которую летом?
кто за слово (оно почему)?
кто за дерево, дождик и тьму?
мы за них побываем поэтом.
Он стакан и язык растолок,
чем нашел от себя порошок;
оказавшись в крови у гурмана,
порошок произвел тошноту
жуткий гнозис прихлынул ко рту,
и взяла объяснилась камена:
"Со вселенскою скорбью в паху
ты гоняешь перо на меху,
верный топике огнеупорной;
перестать не умея никак,
нос и локоть, штаны и пиджак
ты заляпаешь музыкой черной.
Всё мрачнеет тебе, подлецу.
Ты ли тенью скользить по лицу,
я ли может за кем воздержаться,
враг землистый, братан вороной,
ты бессмертен, но ты неживой,
и будить мне не хочется братца."
Как сказать ни о чём: не сказать.
Что ж, камена, давай пропадать!
Ничего нам друг другу не надо
только дерево, дождик и тьму,
только слово, и то никому
ни за что, обещаю, награда.
НЕ СТАНСЫ
1
.никто по именному падежу,
о чем на ты немедленно сужу,
когда стоит падёж заглавной точки?
На всю трибуну сварен пушкинист:
пересолить пушистые листочки
в архивный хор готовится солист.
2
Но с чем теперь на вкус твоя строка,
что, верится, хвалили где река?
как тело ты? кем дух твой без названья?
Тут дело речь вовсю произошло,
не потому, чтоб вымучить мычанье,
а для того, чтоб грустно и тепло.
3
Велик словарь предатель и герой.
Склони тебя перед его горой,
столь высоко закрытой в цвет заката,
что ты, перстом вскочив на карандаш,
туда стишка, едва стишком куда-то,
слегка навек попишешь и отдашь.
4
Мне смерть ОГО! а ты весьма сумел...
Но разве телевизор твой удел,
дабы питаться собственною тенью?
нет, станешь плачу самое дитя,
дождем-темнея, празднуя-сиренью
и ангелом-летая, не летя.
5
Так навсегда не частые из нас,
как много хорошо пока сейчас,
ну, кофеечек, юбочка, журнальчик...
Была бы вечность, вот бы мы ее!
которую запомнил очень мальчик:
скамейкин двор и прочее свое.
6
Захочется чужого, да куда...
Растет губам красавица вода,
жаль, есть в конце, никак сказать, зараза?
Алалия, десятая сестра,
перевела, что зря обед заказан
из музыки, любви и топора.
7
Казалось бы, увы? А не спеши.
Приборов мимо лиру раскроши
на тридцать три игрушки, не игрушки,
и за столом веди себя народ,
пустыней было что пропал пирушки,
но справился читать торобоан.
8
Хотя не читка пробует сердца,
порви рецепты общего лица:
не видя рая, побояться ада
нигде ничем ничуть ни не за что
ни с кем и не с кем никогда не надо!
9
Зато ни кто не будет как никто.
* * *
Мне был анальгином вдвойне Аполлон;
негаданный всуе товарищ
играть принимался с различных сторон,
а я полюбил его игрищ
пуская слюной изумрудный алмаз,
пернатый гусар прогорал как-то раз;
извергнув такого урода,
стремглав отдыхала природа.
За этим процессом смотря наобум,
уверенно сбившись со слога,
не в праздничный траур я дудку обул,
но в пульс одного педагога,
что жил со дня на день, как четкий сверчок,
пока не сорвал понемногу урок,
доверчиво предал знакомых
детей и зверей насекомых.
Медвежий комарик, щенок муравей,
извольте заслушаться сами,
как он расплескался в древесной траве,
веселыми рея ногами:
"Не то чтобы вахту я в силах стоять,
но зов долга долго зовет прозябать,
грешить приближается нимфа,
грохочет железная лимфа."
А дудке по совести нотный паек
сквозь смех она вроде поплачет,
приветливо слезы подсыплет в платок,
подушку подружкой назначит,
и в каше щебечет, и в чаще горчит,
всего-то себя зарывает в зенит...
Ух, ты ж моя светлая дудка!!!
судьбы воровская находка.
Ботаника эха твое ремесло,
генетика, в принципе, звука;
недаром нам общее сердце свело
борьбой до последнего стука.
Недаром сорняк, испуская вокал,
цветочные розы топтать поскакал
(прости ему ритм нетипичный,
поскольку он редко тепличный).
Оркестр в мозгу осторожно пророс,
арийская ария спела,
чтоб стал ностальгия втройне кипарис
сотруднику милого дела.
Прошу, передайте моей госпоже
все то, чем я вот объяснился уже,
что творчество сложная штука...
Пусть будет паскуде наука.
Продолжение книги "Орфографический минимум"
Вернуться на главную страницу |
Вернуться на страницу "Тексты и авторы" |
Книжные серии издательства "Пушкинский фонд" |
Андрей Поляков |
"Орфографический минимум" |
Copyright © 2001 Андрей Поляков Публикация в Интернете © 2001 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго E-mail: info@vavilon.ru |