Михаил СОКОВНИН

        / Публикация и предисловие Ивана Ахметьева.
        Цирк "Олимп", вып.8 (3'96), с.13.


            Михаил Евгеньевич Соковнин (1938-1975) был московским неофициальным писателем. Писать он начал еще в школе. Там он издавал с друзьями самодельный журнал "Дымоход". Потом он учился в пединституте по специальности русский язык и литература. А затем до конца жизни работал в московском театральном музее им.Бахрушина - читал лекции по русской драматургии. Основная часть его литературного наследия опубликована в книге "Рассыпанный набор" (М., Фирма Граффити, 1995), вышедшей двадцать лет спустя смерти автора. В нее вошла проза - сборник коротких и сверхкоротких рассказов "Книга Вариус" и повесть "Обход профессора"; поэзия - четыре поэмы, которые автор называл "предметниками", а также отдельные стихотворения; и "Замечательные пьесы".
            Творчество Соковнина - одно из ярчайших проявлений новой литературной волны, возникшей после второй мировой войны. В предисловии к книге Всеволод Некрасов сопоставляет Соковнина-прозаика с такими авторами, как Борис Виан, Андрей Сергеев и Павел Улитин - первооткрывателями нового письма, которое сейчас иногда называют постмодернистским. Особый способ установления дистанции между текстом и автором, гротеск и ирония, воспроизведение измененных состояний сознания - то, что можно было бы назвать психоделичностью, - ко всему этому Соковнин пришел совершенно самостоятельно и естественно.
            Его зрелое поэтическое творчество можно соотнести с достижениями поэтов-лианозовцев. В поэмах он создал свой вариант того, что иногда называют русским конкретизмом. Как бы отсюда и "предметники". Особый интерес представляет цикл совсем маленьких стихотворений, таких как "Лю-/блю..." и "По опы-/ту по-/топа." Таким образом, Соковнина можно считать одним из основателей русского поэтического минимализма. Есть у него и несколько замечательных "обычных" стихотворений.
            Публикуемая ниже "Апоэма" - первый опыт писания стихов-перечислений, как бы пред-предметник. Ограничиваясь почти одними существительными, автор апеллирует к догадливости читателя, способного самостоятельно поместить эти имена в правильный событийный, понятийный и интонационный контекст. Конечно, в отдаленном будущем эти стихи потребуют комментария, но такова судьба и всех вообще произведений словесного искусства. А сейчас еще пока и так все понятно.

    Иван Ахметьев


АПОЭМА



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Михаил Соковнин

Copyright © 2000 Михаил Соковнин (наследники)
Публикация в Интернете © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru