Александр СЕКАЦКИЙ

        Моги и их могущества:

            [Трактат].
            СПб.: Митин журнал; Азбука, 1996.
            [Без обложки]
            ISBN 5-7684-0038-9




          ЧАРЫ

    Чары (или чарья на санскрите) - это обобщенное название сил и приемов, изменяющих определенным образом поле сознания. Силы эти присутствуют в сознании каждого так же, как дар речи или способность к предметному восприятию мира - но у немогов чары связаны, как бы взаимно нейтрализованы в результате обретенного человеком островка устойчивости, состояния, которое по-английски называется sanity, а по-русски - "быть в своем уме". Строго говоря, "здравый ум", или "нормальность" - это и есть состояние связанности чар, а практика могов высвобождает чары из сцеплений и представляет собой набор упражнений, иначе говоря деятельность, инспирированную и управляющую силами чарья. Внезапный выход "прикованных призраков", самопроизвольный взрыв при отсутствии каналов деятельности чрезвычайно опасен: в случае неумения направленно ими пользоваться, он может привести к прекращению состояния "в своем уме" и даже к невозможности вновь вернуться к нему.

    В состоянии "я могу" чары струятся сами собой, излучаются в виде энергетического фона, - они готовы к пользованию, они "под рукой". Отваживаться на работу с чарами, на исследование их возможностей и последствий - и значит стать могом. Соответствующий раздел практики очень разнообразен у всех петербургских могуществ и, конечно, имеет свои особенности.

    Припоминаю случай в ресторане "Прибой", где было проявлено, на мой взгляд, достаточное изящество, то, что моги высоко ценят (примерно как поэты стиль) и даже охотно рассказывают друг другу о маленьких шедеврах, изящных находках (увы, незнание жаргона, которым густо оснащена речь могов, может помешать надлежащему восприятию).

    Как-то я оказался в "Прибое" вместе с Зильбером и его стажером (не помню имени, он так и не стал могом). Официант принес мне сто грамм коньяка, а Зильберу и стажеру по бокалу шампанского (кажется, единственный алкогольный напиток, который дозволен в могуществах). Зильбер впервые зашел в Прибой, но, похоже, официанту уже приходилось встречаться с могами, что с удовлетворением отметил и Зильберштейн: "Школа есть". Мог отпил глоток шампанского и стал беседовать со стажером (тот раньше занимался каратэ и еще чем-то из восточных единоборств, затем стажировался в рижском могуществе, приехал в Питер и упросил Зильбера попрактиковать его пару недель). Речь как раз зашла о каратэ. Зильбер заметил, что мастерам каратэ и вообще востоку хорошо знакомо Основное Состояние - без пребывания в ОС любой поединок или бой, какие приемы бы в нем ни использовались, неотличим от простой драки. Стажер согласился, но заметил, что опыт каратэ "как-то трудно заимствовать" и он ему "мало помогает".

    Зильбер удовлетворенно хмыкнул и поднял вверх ладонь (надо признать, что Зильбер и Гелик охотнее прочих предавались рассуждениям, а Зильбера я даже назвал бы словоохотливым, что не слишком типично для мога). - То-то и оно. А в чем тут дело, коллега, не догадываешься?

    - Видимо, все-таки разные состояния. Радиус действия, что ли, разный.

    - Почти допер. У каратиста очень узкий вход в ОС - слишком технический и однозначный. Он как бы влезает в ОС - с помощью привычных движений, разученных назубок. И вместо "я могу" у него получается "вот здесь я могу" - он весь сжат в этих рамках. ОС у него подпирается привычкой и освоенностью территории, - за рамками - за пределами боя мастер не в силах справиться со своим неможеством... А все привычка пользоваться одним-единственным оружием - поневоле попадаешь в зависимость от оружия - как рыцарь в латах.

    - Ясное дело. Автоматизм и дает гарантию уверенности.

    - Вот видишь. А ведь ОС предшествует всяким гарантиям. Поэтому ты чепуху порешь, уважаемый партайгеноссе. Тут ведь дело такое - что-то всегда предшествует. И у немога в том числе. Он ведь почему "немог"? Потому что еще до всякой практики у него засела дурацкая установка: "я не могу". Еще ничего не попробовал, а уже сжат и скован, потому что "не могу", дескать. Да кто сказал, что ты не можешь, и кто тебе мешает мочь? Немоги думают, что мы самовнушением владеем, потому и моги. А я бы сказал, что первая техника - избавление от самовнушений. Надо прежде всего перестать внушать себе ежеминутно "не могу", перестать дрожать от неможества и делать все вслепую - тогда и мочь будешь. "Могу" - это больше, чем "знаю", или чем "обучен". Раз "могу" - то могу и знать, и обучиться, и обучить - из ОС, а не для ОС. Практику могов, почти всю, можно усвоить только из Основного Состояния. А ты говоришь: "нет гарантий, вот и не могу", - все наоборот, коллега, "не можешь" - значит нет и не будет тебе гарантий. Моги́".

    Тут я вмешался, поскольку меня заинтересовал ход мысли Зильбера, и я решил сообщить ему итог своих недавних размышлений.

    - Слушай, Зильбер, я вот что думаю. Может быть, мы все в чем-то, в какой-то узкой области моги? Или хотя бы так. Каждый приобщенный к творчеству, вообще всякий мастер - мог в том, в чем он мастер. Ну, по крайней мере в какие-то минуты, на вершинах своего мастерства. Рафаэль, расписывая Сикстинскую капеллу, разве не был вдохновлен, разве не из состояния "я могу" сотворены полотна Ван-Гога, книги Гете, музыка Баха? Может, определенный талант, присущий человеку, как раз и состоит в указании того пространства, в котором "я могу"? И тогда мог - просто тот, кто не ограничивает себя одной сферой, - как ты говоришь, техническим и зависимым способом вхождения в ОС, но может продлять и распространять ОС за пределы "таланта". Что скажешь?

    - Говоришь, все мы "немножко моги", - прищурившись, произнес Зильбер. - Ну, в чем-то ты прав. Но столь же и неправ. ОС это азбука, с него только начинается обретение могущества. Поэтому очень подозрительно, с чего это люди так обожествляют минуты вдохновения? Тут тебе и труд, и муки творчества, и вообще все эпитеты из Евангелий. Поэты сплошь пишут о том, какое божественное состояние испытывает поэт, да и другие художники в широком смысле слова дают все больше зашифрованное описание испытываемого состояния вместо того, чтобы творить, мочь и делать из утвержденного плацдарма духа. А главное, обрати внимание, все творческие взлеты, все "таланты" приписаны к Логосу, к какому-то крайне искусственному и вычурному занятию, если вдуматься. Ну почему это обязательно надо браться за кисть, ставить перед собой мольберт, раскладывать краски и вычислять перспективу? Или нанизывать созвучия? И все вокруг убеждают, что сие странное занятие бесподобно и божественно, и дано лишь избранным. А стоит выйти в своем "могу" за эти причудливые барьерчики, именуемые условностью искусства, и заняться чем-то безусловным, проявить энергетику сознания прямо среди вещей, стихий и душевной суеты ближних своих, так сразу ты уже не избранник богов, а нарушитель предвечных установлений, одержимый нечистой силой. Почему освещен (или "освящен" - я не уточнил) только один путь к созданию подобий, да еще и самых безопасных и трудоемких? Может, кто-то заинтересован навечно приписать могущество к условности и прославляет это всячески как гениальность и божественность? Вдруг кто-то боится конкуренции? - И Зильбер лукаво взглянул на меня. - Ты попроси у Гелика его рукопись. Может, даст почитать, там у него любопытные соображения имеются.

    Но тут стажер, которого видно мало интересовал такой поворот беседы, прервал нас.

    - Зильбер, а кто кого победит, мог или каратист?
    - Хочешь попробовать, что ли? - улыбнулся Зильбер.

    - Да нет, я так. Я не про поединок говорю, - тут ясно, что любой каратист завязнет в возвратке и покалечится. Но по ударам. Вот, скажем, на шестом-седьмом дане ребята разбивают четыре кирпича и пальцем протыкают дверцу стандартного шкафа из ДСП. Ведь мог не сможет без тренированного удара это сделать?

    - Как тебе сказать? - улыбнулся мог. - Ну разве что так: однорукий человек, конечно, лучше управляется одной рукой, чем человек нормальный той же одной рукой...

    Но тут внимание мога привлек соседний столик, а я вспомнил почти такой же разговор Рама с ребятами из секции. Кстати, случай, пожалуй, даже типичный, что неудивительно, поскольку среди желающих стажироваться и сколь-нибудь подходящих для этого очень часто встречаются "искатели самосовершенства" - доморощенные йоги, интересующиеся мистикой, и, конечно же, занимающиеся разного рода "восточными единоборствами". Из этого контингента приходит большинство стажеров. Рам отобрал трех ребят и велел им приходить в котельную на Петроградской, где он сам работал оператором и где была одна из резиденций Василеостровского могущества. После чего произошел любопытный эпизод: местный сэнсэй, тренер группы, очевидно, в припадке профессиональной ревности предложил Раму своеобразный вызов. Сложив стопочной пять кирпичей, он обратился к группе: "кто сделает все пять?" Ребята промолчали, и сэнсэй, подойдя к кирпичам и постояв в сосредоточенности полминуты, красивым ударом расколол всю пятерку. Затем тренер вновь сложил стопочку и предложил Раму: не желаешь ли поразмяться, дескать? Ситуация становилась интересной.

    - У тебя какой предел? - поинтересовался Рам.
    - Ну, пять-шесть разбиваю, как видишь.

    Притихшая группа ждала продолжения.

    - А если восемь, - непринужденно спросил Рам.
    - Восемь не получается. А ты? Можешь?
    - Могу, - сказал Рам, оценивающе взглянув на кирпичики. - И даже десять. Причем могу это сделать тобой.

    - Как это, - удивился сэнсэй, - что ты имеешь в виду?
    - Очень просто. Ты подойдешь и расколешь десятку - если я буду тобой бить, конечно. Попробуем?

    Тренер замолчал, недоверчиво поглядывая на Рама Охотника, а тот, повернувшись к избранной троице, спросил одного из парней:

    - Хочешь десять кирпичиков поломать?
    - Хочу, - ответил парнишка. - Но я больше трех не пробовал.
    - Это ничего. Пробовать буду я. Давай разминочку. А уважаемый гуру добавит пока пять сверху.

    Тренер послушно добавил кирпичей, и Рам, встав со стула, пристально всматривался в движения каты (букв. - "танец", цепочка движений в каратэ). Движением мизинца он сопровождал удары по воображаемому противнику, и было заметно, как он постепенно перехватывал управление двигательной системой парнишки, подчинял себе реактивную схему, переводя исполнителя как бы на автопилот.

    - Пошел, - сказал, наконец, Рам, и парень, не прекращая каты, приблизился к помосту с кирпичами. По следующему сигналу был нанесен резкий удар, и стопа кирпичей раскололась надвое... Притихшая группа шумно вздохнула.

    - Ну, никто не хочет с ним бой провести? - поинтересовался Рам.

    Желающих не нашлось. Эффект, надо признать, был ошеломляющим. Этот случай неплохо демонстрирует принцип действия чар, очевидно, известный и древним магам - избирания привода, или выходного усилителя для конечного действия.

    Начинающий каратист оказался в роли сказочного героя, получившего волшебную силу, притом что он был не субъектом собственных сил, а агентом этой посторонней, ему не подчиненной, наоборот, подчиняющей его силы. Применяя старое, но точное выражение, можно сказать, что он был заколдован, или на время околдован исходившим от Рама могуществом. Действие чарьи, таким образом, в сущности схоже и действием других естественных сил, которые человек способен перераспределять с помощью особых, подходящих устройств. В работе "Иенская реальная философия" Гегель назвал это "хитростью разума": "На широкий конец мощи воздействуют острым концом хитрости".

    Простейший пример такого перераспределения воздействий - обыкновенный топор: он ведь не добавляет силы, а просто собирает ее в нужном месте. Легкое усилие - и полено расколото на две части. А попробуй взять его голыми руками! Вот и искусство чарья во многом сводится к выбору и настройке нужного инструмента, посредника; собственно энергетический компонент воздействия не так уж и велик; инструмент тем и отличается от подручного средства, что он легок и удобен.

    Но для самого посредника-исполнителя разница очень существенная: одно дело, когда топор "сам по себе" падает сверху на подставленное полено, другое дело, когда удар наносит дровосек. Эффективность возрастает на несколько порядков. Вот и Рам с помощью особой техники отключил автономное управление воли, перевел начинающего каратиста на дистанционное управление. Тот стал как бы инструментом в руках мастера. А что значит стать инструментом? Превращение (вещи или организма) в инструмент снижает диапазон возможных действий и, скажем так, поступков, но зато резко повышает эффективность оставшихся действий, в пределе - единственного оставшегося действия. Нечто похожее имеют в виду, когда говорят: "Он превратился в инструмент для добывания денег" или, как в данном случае, для разбивания кирпичей. Чтобы инструмент был удобным, надо сломить или преобразовать его неуправляемость, сопротивление материала, т.е. оставить только один управляющий импульс, на который механизм должен откликаться.

    Почему животные, а тем более люди, как правило, не подходят для роли инструментов? Ну как раз потому, что они управляются множеством импульсов. Их движущая сила всегда оказывается какой-то равнодействующей многих сил. По этой же причине даже собственным своим телом человек не может управлять как инструментом и вынужден как бы заключать с ним договор (речь, конечно, идет о немогах). Между тем тело человека - единственный в своем роде многоплановый инструмент, и главное в том, чтобы уметь обращаться с ним как с инструментом.

    Кстати, при знании некоторых приемов (чар), механизмов отключения иммунитета - сопротивления и механизмов запуска определенной программы превратить в инструмент чужое тело гораздо легче, чем свое: не надо тратить дополнительных усилий для преодоления боли и страха... А главное - не нужно тратить силы на амортизацию, на постройку защиты (т.е. можно не щадить инструмент) - так ученик, наносивший удар, чувствительно ушиб руку, откуда ясно, что при "автономном управлении" он не разбил бы кирпичи.

    История с Рамом и каратистом хорошо иллюстрирует еще одну особенность сил чарья (чар). Особенность, которой в совершенстве владеют моги. Речь идет о способе управления. Дело в том, что подчинить чужую волю можно и без гипноза и без чарья - ну хотя бы с помощью страха.

    Говорят, что страх парализует волю. Это правда. Но управление остается крайне неэффективным, поскольку эта парализованная, сломленная воля все же остается посредником между "сильной" волей повелевающего и исполнительным механизмом - телом подчиненного человека. Такой устрашенный человек способен лишь на самые простые, нехитрые действия, далеко уступающие его естественным возможностям (правда, обычно так называемые сильные мира сего этим и довольствуются). Все очень просто: слабая, запуганная воля не может противиться воле другого, но она столь же слаба и в отношении собственного тела. Она становится лишним, и притом самым слабым звеном системы управления. Общеизвестно, какие ничтожные плоды приносит труд раба. Парализованная воля не может быть источником жизнеспособных поступков. И вот тогда появляются два выхода: первый - отказаться от устрашения, от подчинения своей воле и опираться на свободную волю суверенного человека, на добровольное согласие; путь этот труден, но именно он избран культурой для совершенствования общества. И второй выход - устранить подчиненную волю в качестве посредника - вообще отказаться от ее услуг. Второй вариант запрещен культурой, причем, что интересно, он объявлен одновременно и "невозможным" (наукой) и "дьявольским, недопустимым" (религией) - т.е. запретить его надо было во что бы то ни стало, любыми средствами, хотя бы даже и противоречащими друг другу... Это одновременно и "детская выдумка", и "чепуха", и "смертный грех".

    Надо ли говорить, что моги работают именно таким способом, противопоставляя запугиваниям и терзаниям уверенное "могу". Техника чар состоит в дистанционном управлении другим смертным как телом - как инструментом; "очарованный" или "околдованный" человек не ведает, что творит, и не удивительно, - то, что им движет, лежит вне его, причем его воля попросту наглухо заблокирована, обойдена и поэтому не сопротивляется даже саморазрушениям тела, т.е. не знает даже той последней мести, на которую способен человек с растоптанной свободой, ведь "униженная" воля портит свой собственный исполнительный механизм (человек спивается, дрожит от страха и ни на что путное не способен) - вплоть до осуществления самоубийства; ведь самоубийство есть парадоксальная форма последней защиты от осквернения самой заповедной территории. Месть осквернителю - дальнейшее осквернение, только теперь самостоятельное: "смотри, я тоже не нуждаюсь теперь в том, что ты оплевал, и сам оплевываю. Подчинив тебе свою бессмертную душу, я обесценил ее для себя самого. Ты не ставишь меня ни в грош. Но и для меня это ценное уже не имеет цены..." ну и т.д., такая диалектика.

    Так вот. С помощью чар мог избегает всех последствий такого рода, ибо прямо, без посредника входит в управление преднаходимым телом или чьей-то отдельной физической или интеллектуальной способностью.

    Если я Мог, я могу бить рукой каратиста, и могу подставлять под удар локоть его противника - раз уж я владею техникой чарья.

    А Зильбер с любопытством поглядывал на соседний столик, где четыре друга с густыми черными как на подбор усами, подсев к двум девушкам, громко выражали свое восхищение: "ах, какой сладкий красавица", "ну пойдем на мой сторона" или что-то подобное. Их громкий разговор и раскатистый смех заполнял собой зал ресторана.

    - Ну и что, что муж? Мужу мы тоже заплатим. Так, Вазо? - доносилось с соседнего столика.

    Стажер, наконец, уловил направление взгляда Зильбера.

    - Может, пойти сделать этих? Что скажешь, Зильбер?

    Но Зильбер уже встал и направился к столику. Подойдя, он тут же обратился к одному из сидевших:

    - Вазген, ты зря радуешься. Вот этот балык тебя совсем не уважает. - Зильбер постучал согнутым пальцем по тугой розовой лысине самого старшего, за спиной которого он стоял.

    На лицах всех четверых (а может быть, и всех шестерых) отразилось неподдельное изумление, продолжавшееся, впрочем, лишь долю секунды. Лысый первым отодвинул стул и вскочил, собираясь стереть наглеца в порошок. Но вскочил как-то неловко, опрокинув тарелку и бокал с недопитым коньяком на колени соседей. Да еще и столкнулся со своим другом, поднимавшимся из-за стола...

    - Вот видишь, Вазо? Что я тебе говорил про этого абдурахмана? Он спецом твои штаны бифштексом заляпал - теперь никакой девушка на твой сторона идти не захочет.

    Далее события развивались весьма занятно. К Зильберу бросился гневный юноша с бешенством в глазах, но его карающая десница неожиданно задела ухо многострадального Вазгена, причем столь ощутимо, что тот (так же, впрочем, как и этот) не устоял на ногах. Последующие резкие движения четверки тоже не достигали цели - вернее, достигали - но не той цели. Зильбер находился в эпицентре и с присущим ему спокойствием изредка комментировал происходящее:

    - Ребята, вы плохо работаете ногами. Удар ногой, ежели оный выполнен умело, может быстро отключить противника. Ашот, ты не волнуйся, не горячись, а то ты пока отстаешь. Вазо уже трижды тебя отоварил. И вон тот балык хорошо замочил по носу - даже девушек забрызгало. А ты разочек его по лысине тюкнул. И то не больно.

    Замахи и восклицания дерущихся были резкими и откровенными. Что же касается ударов, то те, что предназначались Зильберу, и по какой-то немыслимой траектории замыкались на корпусе своего же соратника, казались не слишком эффективными; чаще всего валился с ног сам наносивший удар. Зато удары, преисполненные обиды и возмущения и наносившиеся в отместку, удавались превосходно. Моментально был свален с ног и какой-то чудак из зрителей, попытавшийся разнять дерущихся. Южные джентльмены, пытаясь по ходу потасовки выяснить друг у друга, в чем дело, обменивались эмоциональными восклицаниями:

    - Инча, ара?
    - Калярис купинча! Рот кунэм!
    - Каларис куцес!

    Женщины отчаянно голосили и кажется никто ничего не понимал. Зато стажер не мог скрыть своего восхищения:

    - Ну Зильбер, какую классику показывает. Пальчики оближешь. Вот это работа! Вот это мог!

    Я тоже, признаться, впервые видел то, что у могов называется "заморочкой" и имеет прямое отношение к древнему глаголу "морочить" и еще более древнему существительному "морок". Устройство заморочки представляет собой достаточно сложную практику, имеющую, однако, многочисленные формы проявления. Вообще, выражения "заморочил" и "заколдовал", по-видимому, наиболее близки друг другу. Хотя колдовство включает в себя и другие виды практики, иные способы перераспределения и направленной адресации разбуженных или вызванных чар. В случаях заморочки, пелена чарья закрывает прежде всего зрительное поле (знаменитое "покрывало майи"), так что остается открытым единственный "глазок" - этот глазок фокусируется тем, кто перераспределяет чарья, - магом, колдуном или могом. Сложность практики, как я понимаю, состоит в быстром смещении "глазка" - тогда сначала видна одна мишень (которая и вызывает, скажем, замах для удара), а потом, когда реакция пошла, показывают другую мишень. Со стороны действие выглядит несколько замедленным и несуразным, но немог не только не успевает его остановить, но даже не замечает подмены.

    Морок со стороны и выглядит как путаница, и выражение "бес попутал" точно обозначает суть дела. Вот сейчас Зильбер именно попутал случайно попавшихся ему под руку бедолаг, заморочил им головы, и в результате получился эффектный спектакль, где Зильбер был, во всяком случае, больше чем режиссером.

    Как говорил Гелик, наиболее точно, "со знанием дела", заморочка описана Э.Т.А.Гофманом в повести "Крошка Цахес". Там окружающие, все до единого, вместо уродливого карлика видят почтенного и удачливого министра. Скрипач виртуозно исполняет пьесу - а аплодисменты достаются Цахесу; посол заключает договор - слава опять Цахесу - все очарованы им (в данном случае без всякого переносного значения); действия остаются внешне целесообразными, но меняют адрес и из-за этого обессмысливаются. Причем, на расстоянии, удалившись из зоны действия чар, т.е. когда наваждение миновало, придворные не перестают удивляться явной нелепости подмены (и как я мог?), но сблизившись, против своей воли вновь поддаются чарам. "Цахес-эффект" в чистом виде и есть результат заморочки; ведь переадресовать можно любую реакцию - как гнев, так и похвалу.

    Сходным образом чары описаны и в сказках; в них еще хранится память о магическом периоде, когда сама техника была прежде всего техникой наваждения или наведения чарья для достижения нужного эффекта. Вспомним мотив блуждания или плутания, попадания в заколдованное место, откуда не удается выбраться, - моги нередко забавляются этим приемом, заставляя какого-нибудь немога часами ходить по одним и тем же улицам и переулкам Васильевского острова и наслаждаясь эффектом, ибо надо признать, что эта разновидность практики достаточно зрелищна. Вспомним Золушку, когда она обнаруживает, во что превратились (или, вернее, чем оказались) ее кони, карета и кучер после того, как развеялись чары, после прекращения заморочки...

    Очень часто сказка не сообщает даже, кто попутал, да и в самом деле, в районах активной практики возможны остаточные явления, "осадки сил чарья", создающие просто повышенный обессмысливающий фон - какое-то "странное место". Один мой знакомый, человек очень наблюдательный, как-то в шутку сказал мне: знаешь, когда я попадаю на Васильевский, я всегда делаю не то. Или получается не то, что я делаю". Конечно, насчет "всегда" он несколько преувеличил, но коренные обитатели Васильевского все немножко сталкеры. (Кстати, сходите как-нибудь летней ночью на Смоленское кладбище, Рам живет совсем рядом, а он особенно любит застывшие заморочки. Когда мы ехали вечерком к нему в гости, Фань с присущим ему остроумием заметил: "Здесь повсюду чувствуется Рамантизм").

    Наконец, "развязывание чар" может быть и самопроизвольным, произойти ни с того, ни с сего. В детстве, когда силы чарья еще не уравновешены, не связаны в узел, самопроизвольная очарованность - вещь обычная. Ребенок, играющий в игрушки, легко и естественно принимает одно за другое - палочку за коня, горсть стеклышек за драгоценности, а в темноте нависшую ветку дерева - за страшное чудовище.

    Интересно, что игрушки, моделирующие действительность, - маленькие безопасные копии больших вещей - ограничивают эманацию чар, они провоцируют только определенные отождествления, а не какие угодно. Процесс взросления неотделим от процесса связывания чар, и обычно остаются только узкие каналы очарования, монополизированные искусством... Да и в самом деле, неконтролируемые выбросы чарья не сулят ничего хорошего тому, кто оказался в поле их действия, а специальная техника управления чарами утрачена и даже намеренно репрессирована культурой (причем не только европейской). Моги - едва ли не единственные, кто могут управлять чарами любой интенсивности, причем управлять виртуозно, осуществляя тончайшую регулировку, прямо по ходу дела. Все питерские могущества особенно славятся умением "хорошо инсценировать заморочку", что, конечно, невозможно без строжайшего соблюдения ТБ. По мнению Фаня, моги охтинского и василеостровского могуществ по технике выполнения заморочек превосходят колдунов Средневековой Европы и магов Востока.

    Так, наблюдая за инсценировкой Зильбера, продолжавшейся более четверти часа (а точнее, сравнивая с другими заморочками, которые я потом видел не раз), я замечал, что Зильбер держит ситуацию открытой, без полного автоматизма, замыкающего чарья "на себя", что было бы проще.

    Ведь после того, как реакция смещена, допустим, когда Вазо уже ударил своего же товарища вместо Зильбера и получил затем сдачи, круг можно замыкать, оставив угол изгиба-смещения на фиксированном уровне - разборка продолжалась бы сама собой (но, конечно, недолго); в замкнутой заморочке наваждение быстро рассеивается. Поэтому Зильбер периодически открывал шлюзы в нужном месте, допустим, показывая себя тому же Ашоту напрямую, он возбуждал новую вспышку ярости и тут же смещал фокус, подставляя, скажем, лысого, т.е. как бы подпитывал заморочку, успевая еще и комментировать и сохранять непринужденный вид. Технически это ничуть не проще, чем проводить боксерский поединок и его же и комментировать.

    Причем главная сложность, конечно же, не в силе воздействия, не в том, какая "порция" сил чарья высвобождается. И даже не в направленном смещении фокуса. Наибольшую трудность представляет контроль возвратных воздействий, погашение и уклонение от реактивных сил, словом, исполнение предписаний техники безопасности. Дело в том, что при определенной концентрации пробужденных сил чарья экранирование не поможет: возвратка в этом случае проходит и через сплошной экран. Поэтому, насколько ничтожна опасность того, что какой-нибудь Вазо успеет напасть на мога до смещения фокуса (тут-то экран подействует, да и без всяких экранов и заморочек уложить четверых немогов плевое дело для того же Зильбера), настолько же реальна опасность резонансного удара возвратной волны. Не говоря уже о том, что при плотном экранировании возможность управления заморочкой ограничена.

    Следовательно, класс и техника работы с чарами состоит прежде всего в нейтрализации побочных эффектов, в том, чтобы, выпустив джинна из бутылки, оставить его в упряжке. Судя по всему, ТБ, обуздание возвратки было самым слабым местом первых чародеев, колдунов и волшебников (видимо, можно сравнить это с первыми работами с радиоактивным веществом, где техника безопасности появилась тоже далеко не сразу).

    Вообще, радиоактивное излучение имеет немало общего по своей форме (но не по природе) с излучением (испусканием) чар; и то и другое в норме рассеяно и уравновешено иными процессами; и "реакция деления" и активизация чарья требуют накопления "критической массы". Создать неуправляемую реакцию (ядерный взрыв) гораздо легче, чем управляемую (ядерный реактор), взрыв и был осуществлен раньше; с силами чарья дело обстояло примерно так же (кстати, Раму это сравнение показалось любопытным).

    Всякое смещение равновесия в мире приводит к появлению реактивных сил. В мире физических макрообъектов их проявление зримо, наглядно, они хорошо рассеиваются, и уклонение от эпифеноменов не представляет особого труда. Но человечество, экспериментируя со всеми центрами равновесия, не раз сталкивалось и продолжает сталкиваться с возвратными волнами большой мощности, футурологи даже предсказывают, что одна из них когда-нибудь накроет человечество с головой. Видно, во всяком случае, что незнание ТБ не останавливает ни самых дерзких, ни самых беспечных. Может быть, в этом и есть смысл, ибо техника безопасности всегда будет запаздывать "на одну фазу" опыта.

    Но силы чарья относятся к числу наиболее фундаментальных и туго связанных. Быть может, они составляли самую сердцевину эманации, творческого потока, которым создавался мир, и мир стал таким, каким мы его знаем, лишь тогда, когда могучие потоки чарья улеглись, или "осели". Скажем, строгая причинность возможна лишь там, где чары связаны, где уже миновал самый горячий поток дуновения, самая преображающая часть божественного глагола "да будет!". Если же вихрь еще не отстоялся, невозможна не только жизнь, но и "связь явлений", говоря словами Канта, т.е. цепь причин и следствий. Человек, однако, способен, в принципе, извлекать чары из связки, причем техника этого рода даже древнее, чем техника в современном понимании слова. Быть может, тысячелетие назад чары еще и были связаны так жестко, были легче преднаходимы - это трудно сказать. Во всяком случае, практика чарья была известна многим народам.

    - Классные заморочки делали ребята, - так выразился Васиштха о халдеях Вавилонии. По его же словам, "кое-что моги еще не раскусили". Но все же магия древних чародеев и практика могов соотносятся примерно как опыты Беккереля с радием и работы физиков на современных ускорителях. Они гибли тысячами, колдуны и чародеи, не сумев удержать обоюдоострое оружие, пытаясь укротить разбуженную стихию или укрыться от нее; как сейчас пишут в некрологах погибшим при автокатастрофах: "не справился с управлением". Герой известного мультфильма, размахивая волшебной палочкой, случайно задевает себя и устремляется по цепи метаморфоз в бесконечный цикл химеризации; примерно так "хлещет обрат" (возвратка), т.е. силы возмездия, которые хоть и слепы, но могут достать и достают "наощупь". Нарушение равновесия самых тонких и самых грозных стихий пробуждает эффект бумеранга; противодействие может оказаться на несколько порядков мощнее, чем собственно действие. В фильмах о Синдбаде где-то есть эпизод, как "злой колдун" заставлял плясать деревянную фигуру - тут же на глазах стареет, покрываясь морщинами.

    Возможно, поражение магов в споре с последователями Логоса, т.е. сторонниками косвенного, дискурсивного знания - результат неумения укротить возвратку, а чересчур закрытый способ передачи мудрости не мог закрепить отдельные достижения по ТБ - так что ошибавшиеся один раз зачастую уже не имели возможности "не повторить ошибку". Правда, в "трактате" Гелика приводится совершенно иная версия "истребления магов" - причем весьма любопытная. Ясно однако, что повсеместный запрет чародейства продиктован во многом инстинктом коллективного самосохранения; более длинный и извилистый путь логоса оказался прежде всего безопаснее. А ведь в Междуречье, центре тогдашней мировой цивилизации, вплоть до завоевательных походов Кира, достижения "рацио" были ничтожны в сравнении с достигнутыми уже возможностями магии...

    И если сейчас моги, не признающие никаких запретов, инсценируют самые сложные, многоступенчатые заморочки, то за этим скрывается высокоточная техника защиты. В отличие от практик и отдельных приемов, правила ТБ не "патентуются", а сразу доводятся до сведения всех могуществ; более того, тут же проверяется их усвоение. Ученики и стажеры шлифуют ТБ неустанно, при каждом занятии, иначе им никогда не стать могами. "Сначала экран, потом допуск" - гласит популярное изречение, которое я не раз слышал не только у василеостровцев, но и от охтинских, сосновополянских, воронежских могов. Это и понятно, если учесть, что и короткая история могуществ тоже имеет свои печальные страницы. Лагута, Теодорис, Граф, Лама-цзы - вечная память основателям первого в мире василеостровского могущества...

    Не менее печальна участь впавших в неможество; каково тому, кто стал немогом, когда уже был могом, - никто не может понять.

    Одним словом, чтобы дать толчок, вскрыть связанные чары, достаточно обычной дерзости Основного Состояния, обычного бесстрашия "я могу" (конечно же, недоступного немогам), но чтобы отводить от себя возвратку и вновь пускать ее в дело, чтобы устранить побочные эффекты, чтобы руководить кораблекрушением, оставаясь внутри девятибалльного шторма, нужно воистину быть мастером своего дела, воистину могом.

    Кстати, инсценированная заморочка имеет как бы несколько зон. Самая плотная, центральная зона, или "кольцо", внутри которого никакой самоотчет невозможен, в ней буквально теряют голову; в кольце мог и держит замороченных немогов или периодически проводит их через кольцо. Ближайшая внешняя от кольца зона называется "гальюн" - находящиеся в этой зоне испытывают сильнейшие галлюцинации ("гальюнчики"), полную дискоординацию движений и физическую слабость, очень часто с головными болями и рвотой. Это самая узкая зона, примерно 1,5-2 м. Извне вход в гальюн свободен, а выскакивающий в эту зону из кольца как бы отшвыривается обратно. То есть возвратка здесь как бы имеет постоянное направление (без сюрпризов, как выражаются василеостровцы); так что могу находиться здесь проще всего с точки зрения ТБ (но Зильбер по большей части стоял в кольце). Потом идет еще какая-то зона, видимо, трудно различимая - ибо я так и не добился ее характеристик, - а потом, в радиусе десяти метров от центра, довольно широким кольцом 15-30 м идет "связка", которую я бы определил как "зону повышенной странности". В связке резко возрастает вероятность странностей, обычно в легкой форме и с весьма индивидуальными вариациями. Скажем, никто из посетителей ресторана (а почти все они попали в связку) не бросился вызывать милицию; только один попытался разнять дерущихся; в основном смотрели "как зачарованные" (разумеется, союз "как" здесь не нужен), были косвенными участниками заморочки. Визги и крики стихли уже через три минуты, и создалось впечатление, словно зрители пришли смотреть фильм или пьесу. Сходство вполне понятное, учитывая, что действие происходило "в рамке", в кольце, которое Зильбер, правда, слегка перемещал - но старался не мешать зрителям, т.е.все-таки "держался в рамках".

    Мне тоже "досталось" от повышенной странности - я вдруг обнаружил, что пью шампанское из стакана Зильбера, неторопливо, по глоточку, любуясь классной инсценировкой. Вообще говоря, это было, конечно, фамильярностью, т.е. типом поведения, который в отношении могов едва ли может кому-то прийти в голову - ну примерно как увидев льва, вышедшего на тебя из зарослей, мало кто первым делом испытает желание подергать его за хвост.

    Кстати, если мог ведет заморочку из связки, то возвратка, хотя и получается не такой плотной, "жесткой", как в кольце, преподносит зато больше всего сюрпризов, поэтому, согласно ТБ, из связки нельзя вести "разомкнутые" заморочки; или должен в этом случае страховать второй мог.

    А закончил Зильбер так:

    - Ну все, ребята, а теперь мир. Побаловались и хватит.

    Измочаленные драчуны стояли, переминаясь с ноги на ногу. Один из них попытался еще что-то сказать, вроде "кала...", но тут же прикусил язык. Пожимая плечами, пострадавшие стали подавать друг другу руки. Это почему-то не удовлетворило Зильбера.

    - Ну нет, так не пойдет. В бананово-лимонном Сингапуре так не принято. Невежливо просто получается. Вы должны подойти вот к этому уважаемому балыку и подуть ему на лысину. А то он вас не простит. Кажется, он очень злопамятный.

    После ряда неловких движений, открываний и закрываний рта процедура была проделана, после чего Зильбер обошел всех четверых, дружелюбно потрепал их по щекам и пошел к столику.

    Компания, не говоря ни слова и не взглянув на девиц, вышли из зала, делая вид, что ничего особенного не случилось; остальные присутствующие тоже усиленно делали вид. Женщины о чем-то некоторое время совещались, затем одна из них встала и решительно подошла к нашему столику.

    - Меня зовут Лена, - сказала она, обращаясь к Зильберу. - Я вами восхищена. Я...

    Но дальше Лена сбилась и замолчала.

    Последовала долгая пауза, примерно минуту - Зильбер вопросительно смотрел на Лену, потом неожиданно отодвинул стул и сказал: "Присаживайся".

    Предпочтения могов всегда казались мне загадочными.

    Продолжение книги "Моги и их могущества"          



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Серия "Митиного журнала" Александр Секацкий

Copyright © 1998 Александр Секацкий
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru