Ольга СЕДАКОВА

СТИХИ


      М.: Эн Эф Кью / Ту Принт, 2001.
      / Составление А.Великановой. Вступительная статья С.Аверинцева.
      ISBN 5-901515-01-3
      Художник А.Райхштейн.
      576 с.



XII
ПЕРЕВОДЫ

С ЛАТЫНИ


Теодульф Орлеанский
(VII век)


СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ,
ИЗОБРАЖЕННЫХ НА НЕКОЕЙ КАРТИНЕ

Был изваянный диск, округлый – по образу мира;
                  древом, чудным для глаз, мастер украсил его.

Вот Грамматика-мать в корнях восседает великих:
                  древо растить и беречь – в том попеченье ее.
Ибо в ней, несомненно, начало прекрасного древа,
                  и ни одно из искусств не возрастет без нее.
В левой руке ее хлыст, в правой скребница: ленивца
                  дабы усердью учить, дабы огрехи стирать.
И, как Ученую Мудрость везде принимают с поклоном,
                  драгоценный венец ей украшает чело.

Здравый Разум тебя, благая София, рождает
                  и Прозорливость – итак, здесь они, рядом с тобой.
И от прямого ствола сего превосходного древа
                  ветви шумят, широко распространясь над землей.

Вот Красноречье стоит – и ты, Диалектика, рядом.
                  Слева же сродные вам четыре Достоинства душ.

Как бы к собранью судей Риторика руку простерла:
                  с благоговением ей внял многобашенный град.
Ибо, силою слов унимая гражданские распри,
                  тяжбы и споры она крепкою держит уздой.
Крылья венчают ей темя, глава ее львиной подобна:
                  так изощренной рукой мастер ее изваял.
Легкость крылатого слова и львиную честь красноречья
                  пусть, читатель, тебе знаки сии сообщат.
Так и Меркурий, имея крыла на главе, крыла на поножьях,
                  сим знаменует в себе легкость крылатых речей.

Возле Риторики – зри – Диалектика, мать рассужденья:
                  пусть Красноречье стоит, ей подобает сидеть.
Равны разумом сестры, но все же во многом несходны:
                  Та витийствует, встав; Эта за чтеньем сидит.
Той многолюдье и шум, Этой милее безлюдье;
                  Та на форум спешит, Эта стремится к перу.
Та направляет речей, Эта – вещей разуменье.
                  Та – источник словес, Эта же – смыслов исток.
В шуйце ее глава змеиная (тулово скрыто);
                  правой, праздной – чего ищет, того досягнет.
Все предпосылки свои так нежданно она заключает,
                  что, хитроумная, вмиг змеей уязвит простеца.
В вечном усердье рассечь истину с ложью презренной
                  нет ей покоя; она ревнует о правом пути.

Логика с ветви одной, Этика смотрит с соседней:
                  Эта вскормляет умы, Та – добродетельный нрав.

Благоразумию здесь отводится лучшее место,
                  ибо жизни святой оно охраняет пути.
Вот в благочестии важном стоит оно с Книгой священной:
                  тот, кто последует ей, будет вполне утолен.

Рядом могучая Доблесть, великого Мужества сила,
                  славная звоном доспех и предприятий своих.
Щит в руке ее крепкой, клинок в руке неустанной.
                  Ей покрывает главу с гребнем высоким шелом.
Да поражает она ужасающих бесов порока,
                  дабы Свободе святой не угрожали они.

Вот Справедливость с мечом предстала и с пальмовой ветвью.
                  В длани весы у нее и благородный венец:
так неправым воздаст, так правых она увенчает,
                  взвесив слова и дела, всё до конца испытав.
Возле нее – посмотри – Умеренность, стражница Меры,
                  держит в руке она кнут и напрягает узду:
Тех, кто не скор, горячит, торопливых она унимает,
                  дабы размеренный ход вечная мера блюла.

Древо же выше растет, к горним от дольних восходит
                  и к небесным вещам ствол безупречный стремит.
Вот обнимает его Искусство счисленья, на ветви
                  с той и другой стороны твердой стопой опершись.
Числа в руке у него, в другой же таинственный свиток:
                  ведомо, это твоя, Физика, славная мать.

Две прекрасных сестры над ними стоят, меж собою,
                  стоя на разных ветвях, сходные, как близнецы.
Звонкая Музыка здесь одна из сестер; подобает
                  ей из кифары своей чудно лады извлекать.
Ей же – поющий тростник, семь разнозвучных отверстий:
                  много таинственных сил в сем знаменитом числе.

Слева, к стволу прислонясь, сестра Геометрия встала:
                  медная спица в руках, точно начертанный круг.
Спицей она нанесла на круге земли безупречном
                  пять поясов, по каким воздух у нас различат.
Внешние пояса два свирепою стужей объяты,
                  внутренний – пламенный жар в двух умеряет других.

Древо же выше растет, и вот, возвышаясь над сими,
                  уж Астрология нам явила таинственный лик.
Очи горе́ возведя, на главе она шар преогромный
                  держит, и руки ее обняли сферу сию.
Сфера – подобье небес, звездоносного чудного неба,
                  пламени полон сей шар, звездной и стройной красы.
Трижды четыре созвездья – Дома́ и седьмица скитальцев
                  изукрашают его, повинуясь чинам и местам.
Вот Овен и Телец, Близнецы и созвездие Рака,
                  Лев, и Дева, и Воз, и золотые Весы.
Вот Стрелец, Козерог, Водолей и прекрасные Рыбы
                  друг за другом бредут в круге, уместном для них.
Солнце, Луна и Арес, Киллений, Юпитер, Кифера
                  и великий Сатурн свой исправляют черед.
Да не смущают тебя нехристьянские эти прозванья:
                  так уж от древности нам их передали отцы.
Семь блуждающих звезд и дюжина знаков звериных
                  расчисляют и год, и месяц, и шествие дня.
Звезды на древе видны и листья и плод изобильный,
                  ибо и тайны оно, и услажденья несет.
В листьях слова разумей, в плодах же – благие деянья:
                  быстро умом возрастет всякий, кто кормится здесь.

Сим же образом нам житие наше в древе раскрыто,
                  дабы от малых вещей к высшим и высшим идти.
И человеческий дух, помалу восшедший к высотам,
                  уж не захочет назад, к низшему, волей своей.

Так за Грамматикой Этика, Логика следом за ними,
                  Физика сродных своих следом за сими ведет.
Высшее в сей седьмерице тому подобает Искусству,
                  что прозревает умом тайны светил и небес.
Речи Искусства и Нравов и Логики умная сила
                  чин природных вещей приоткрывают для нас.
Пусть же, небесныe своды и землю насквозь проникая,
                  Музыка нас поведет от здешних к нездешним вещам.


Продолжение книги Ольги Седаковой



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Ольга Седакова "Стихи"

Copyright © 2004 Ольга Александровна Седакова
Публикация в Интернете © 2004 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru