Лев РУБИНШТЕЙН

РЕГУЛЯРНОЕ ПИСЬМО

    Стихи.
    СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1996.
    Обложка Д. и С. Плаксиных.
    ISBN 5-89059-008-1
    C.10-18.



КАТАЛОГ КОМЕДИЙНЫХ НОВШЕСТВ
1976


      1.
      Можно чем-нибудь заняться;

      2.
      Можно заняться установлением понятийного единства и потратить на это почти все время;

      3.
      Можно заняться установлением причинно-следственных связей и забыть обо всем остальном;

      4.
      Можно заняться посредничеством между ведущим и ведомым и не знать, какой результат следует считать положительным;

      5.
      Можно заняться классификацией возможностей с точки зрения степени их комедийности;

      6.
      Можно заняться классификацией страстей с точки зрения размеров их последствий;

      7.
      Можно заняться классификацией высказываний с точки зрения их контекстуальной значимости;

      8.
      Можно заняться классификацией поступков с точки зрения их контекстуальной мотивированности;

      9.
      Можно заняться классификацией состояний с точки зрения степени их неопределенности;

      10.
      Можно заняться классификацией событий с точки зрения их предрешенности;

      11.
      Можно заняться классификацией положений с точки зрения степени их безысходности;

      12.
      Можно заняться классификацией сомнений с точки зрения степени их неразрешимости;

      13.
      Можно устранить любые сомнения, найдя лишь мощный ритмообразующий фактор существования – но в этом-то и вся трудность;

      14.
      Можно заняться и каким-либо иным делом, не слишком вдаваясь в его подробности;

      15.
      Можно начать с чего угодно, будучи уверенным в том, что любое начало в данном случае будет многообещающим;

      16.
      Можно абсолютизировать минутную слабость, возведя ее в роль конструктивного принципа;

      17.
      Можно любое чувство, например, настороженности, довести до размеров прямо-таки космических;

      18.
      Можно пользоваться всеми случайно дарованными правами, не прибегая к их провозглашению;

      19.
      Можно преподать урок великого терпения, да так, что никто и не почувствует;

      20.
      Можно паразитировать на грани самомистификации и саморазоблачения и ненадолго задуматься перед границей дозволенного;

      21.
      Можно остановиться перед границей дозволенного, чтобы подумать о так называемых последствиях;

      22.
      Можно остановиться перед необходимостью выбора, а можно и преступить порог мнимой необходимости;

      23.
      Можно опередить события, но предугадать их нельзя;

      24.
      Можно предусмотреть все до мелочей, но можно этого и не делать;

      25.
      Можно блуждать в дебрях чувственного опыта, ориентируясь лишь на фиктивные знаки и представления;

      26.
      Можно блуждать в понятийном лесу, нисколько не заботясь об истинной цели путешествия;

      27.
      Можно прозревать пружины различных явлений и никого об этом не ставить в известность;

      28.
      Можно проповедовать не то, что исповедуешь, и наоборот, безо всякого риска быть разоблаченным;

      29.
      Можно с успехом принять одно за другое и наслаждаться своим открытием, не рискуя впасть в заблуждение;

      30.
      Можно с успехом заменять одно другим, не рискуя впасть в этическую ересь;

      31.
      Можно с известным успехом питаться энергией затаенной тоски;

      32.
      Можно никуда не смотреть, но все видеть;

      33.
      Можно все видеть, но ничего не понимать;

      34.
      Можно все видеть и все понимать;

      35.
      Можно вообще не обращать ни на что внимания, можно, напротив, обращать внимание на все; а можно обращать внимание на то, что кажется наиболее значительным;

      36.
      Можно во сне как бы со стороны увидеть себя в крайне неприглядной роли и проснуться от неловкости и стыда, – но это частное дело;

      37.
      Можно, увидев себя со стороны, ужаснуться, а можно и обрадоваться;

      38.
      Можно избегать каких-либо встреч, взглядов, разговоров и т. п., но не лучше ли идти навстречу судьбе;

      39.
      Можно почти машинально конструировать мифологические ситуации;

      40.
      Можно оказаться в более чем двусмысленном положении;

      41.
      Можно оказаться неподалеку и зайти, чтобы выпить чаю и поболтать;

      42.
      Можно беседовать о чем угодно и сколь угодно долго, проявляя интерес лишь к самой фактуре речи;

      43.
      Можно прекрасно проводить время безо всякого риска надоесть друг другу, но это надо уметь;

      44.
      Можно устрашать друг друга самыми зловещими полунамеками, достигая лишь обратного;

      45.
      Можно приглядываться друг к другу с такой настороженностью, что это может превратиться в род довольно захватывающей игры;

      46.
      Можно часами говорить об одном и том же, не чувствуя пресыщения, но это трудно;

      47.
      Можно часами ни о чем не говорить, потом распрощаться как ни в чем не бывало;

      48.
      Можно навсегда прекратить начатый разговор, потом посмотреть, что из этого получится;

      49.
      Можно полагать, что определенные вопросы так и останутся открытыми;

      50.
      Можно усложнить все, а равно и упростить все до такой степени, что просто не о чем уже будет и говорить;

      51.
      Можно мистифицировать до той степени, при которой сама возможность демистификации приобретает откровенно призрачный характер;

      52.
      Можно надоедать друг другу до такой степени, что появится возможность новых, невиданных стимулов общения;

      53.
      Можно вполне обойтись без непосредственной помощи друг друга: достаточно молчаливого согласия;

      54.
      Можно с неизмеримым наслаждением подслушивать чужие разговоры, радуясь удаче, как личному достижению;

      55.
      Можно прибегнуть к различным ухищрениям, чтобы радость поистине не знала границ;

      56.
      Можно собраться, чтобы обсудить создавшееся положение;

      57.
      Можно собраться, чтобы решить, что же сильнее:
      – необходимость ли прорыва в новую метафизическую реальность или патологическая боязнь ложного шага;
      – умозрительное понимание выхода из автоматизирующейся области или эмоциональная к ней привязанность;
      – ясное осознание свободы выбора или стремление признать волю узурпатора;
      – голос желанного покоя или нечто иное;
      – и т. д.

      58.
      Можно поговорить о той опасности, которую представляет собой многозначительность, повсеместно выдаваемая за многозначность;

      59.
      Можно до бесконечности обмениваться случайными впечатлениями, но кто знает, сколь это продуктивно;

      60.
      Можно говорить всерьез лишь об идее продуктивности, но кто знает, что это, собственно, значит;

      61.
      Можно обсудить все это с серьезностью не большей и не меньшей, чем того заслуживает предмет обсуждения;

      62.
      Можно вдруг вообразить, что найдено окончательное решение, но этого-то и следует остерегаться;

      63.
      Можно вдруг обратить взор на одно из многочисленных проявлений реальности и уж потом назвать это произвольным выбором объекта;

      64.
      Можно вдруг заявить во всеуслышанье то, что не решишься сказать и по секрету;

      65.
      Можно вдруг устыдиться сказанного и постараться нейтрализовать его последующим высказыванием;

      66.
      Можно без экзальтации и без кокетства вдруг заявить о собственной несостоятельности, но это, во-первых, почти невозможно, а, во-вторых, совершенно не обязательно;

      67.
      Можно изъявить последнюю, в сущности, волю, но в столь странной форме, что всем придет в голову одно и то же;

      68.
      Можно вдруг лишь мимолетным упоминанием чьего-либо имени заставить всех переглянуться;

      69.
      Можно вдруг растрогать и расположить к себе крайней тривиальностью суждений;

      70.
      Можно нести какой угодно вздор, не заботясь о производимом впечатлении;

      71.
      Можно бесконечно удаляться от объекта или приближаться к объекту, не унижаясь при этом до каких бы то ни было обобщений;

      72.
      Можно, наверное, представить дело таким образом, что ни один не окажется к нему непричастным;

      73.
      Можно лишний раз убедиться, что все на своих местах – для этого надо неожиданно обернуться;

      74.
      Можно уйти в любой момент, а можно и прийти в любой момент с тем, чтобы убедиться, что все на своих местах;

      75.
      Можно сказать что-нибудь, проходя мимо, можно и промолчать;

      76.
      Можно на мощном выдохе выложить все, что знаешь, но смыслом сказанного окажется именно сам выдох;

      77.
      Можно придвинуться поближе, чтобы услышать то, что говорят;

      78.
      Можно вдруг услышать то, что знаешь и сам;

      79.
      Можно узнать все, что необходимо, и не прибегая к расспросам;

      80.
      Можно, кстати, не зная, о чем идет речь, пьянеть от ощущения внутреннего родства;

      81.
      Можно представить себе любого в любой ситуации – и это будет комедийным новшеством;

      82.
      Можно, не рискуя показаться смешным, полагать, что голос все же будет услышан – это тоже комедийное новшество;

      83.
      Можно артистически пренебречь системой собственных постулатов, если само это пренебрежение способно стать комедийным новшеством;

      84.
      Можно даже и не считаться с тем, что неугодно нам считать комедийным новшеством;

      85.
      Можно вообще не двигаться как в прямом, так и в фигуральном смысле, ибо это тоже сойдет за комедийное новшество;

      86.
      Можно в конце концов взять всего понемногу в произвольном порядке и произвольных пропорциях – не секрет, что это будет комедийное новшество;

      87.
      Можно изощрить комедийное сознание до того, что кто-либо из спящих вдруг проснется сверхкомедиантом;

      88.
      Можно объяснять все это самыми различными причинами;

      89.
      Можно объяснить это, например, боязнью ложного шага, но вряд ли это будет верным объяснением;

      90.
      Можно всего лишь слабые мерцания понятийных контуров принять за рецидив самого разнузданного лиризма прошедших времен;

      91.
      Можно считать, что любая осознанная форма консервативна, и исходить из этого в оценке вещей;

      92.
      Можно считать, что с чего началось, тем и кончится;

      93.
      Можно считать, что происходит нечто совершенно необыкновенное;

      94.
      Можно считать, что ничего не произошло;

      95.
      Можно так ничего и не заметить;

      96.
      Можно заранее знать, что чем кончится, но обнаруживать это знание в высшей степени некомедийно;

      97.
      Можно и саму неопределенность объявить конструирующим началом;

      98.
      Можно и не противодействовать естеству, вопиющему о досуге и бездействии;

      99.
      Можно прекрасно обойтись и остатками минувших торжеств, но кому это нужно;

      100.
      Можно и в бесплодных манипуляциях с памятью искать кивок истинного спасения;

      101.
      Можно и в самом факте комедийной предвзятости узреть тайный знак фатального оцепенения;

      102.
      Можно избежать фатального оцепенения, если хорошенько усвоить принцип комедийности;

      103.
      Можно, впрочем, и не проникнуться духом комедийных новшеств, но тут уж ничего не поделаешь;

      104.
      Можно и не принять данных возможностей и считать, что ничего не состоялось;

      105.
      Можно продолжать в том же духе;

      106.
      Можно прекратить все это в любой момент – и в этом достоинство комедийных новшеств;

      107.
      Можно какое-то время выждать, потом начать с новой силой;

      108.
      Можно повторить все сначала;

      109.
      Можно не думать о последствиях: их характер будет комедийным;

      110.
      Можно не тревожиться о завтрашнем дне: его характер будет комедийным.

Продолжение книги                     



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Лев Рубинштейн Регулярное письмо

Copyright © 2004 Лев Семенович Рубинштейн
Публикация в Интернете © 2004 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru