Аркадий БАРТОВ

ПОЖАР В СЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

Из цикла "Концептуальные миниатюры"

          Несколько раз опубликован не полностью
          (только вторая часть).




    1. Предварительные замечания.
    Соотношение лингвистических и экстралингвистических
    компонентов содержания текста.

            Семантика - это сфера отношений между знаками и тем, что они обозначают (внешним миром и внутренним миром человека). Взаимодействие языковых и неязыковых явлений составляет семантическую сферу текста. Чтобы выявить соотношение различных компонентов содержания текста проведем следующий эксперимент:
            Возьмем некий набор слов, составляющий список слов. Совокупность слов в списке представляет собой текст, из которого устранены все формальные показатели связности, а также разбиения на отдельные предложения. Два параметра являются основными, они варьируются в текстах - это отбор слов из списка и распределение слов в определенной последовательности. Устранение грамматических средств связности ставит нас в такие условия, где мы должны устанавливать связь значений, привлекая для этой цели знание о внеязыковой действительности, прогнозируя ситуацию, выраженную в тексте. Определенную роль в этом процессе играют отбор и распределение слов. В результате взаимодействия этих параметров мы определяем тему текста, которая в дальнейшем начинает выступать в роли замысла. На основе этого замысла и составляется перечень текстов, требуемый условиями эксперимента.
            Итак, эксперимент состоит из набора нескольких текстов. Исходя из алфавита и слов списка, расположенных в том порядке, в каком эти слова находились в исходном тексте, набираются различные тексты, где варьируется распределение слов при постоянном отборе. Большое значение приобретает здесь адекватное прогнозирование ситуации. Тексты варьируются так, что исходному тексту соответствует несколько списков или несколько текстов, где сохранилось естественное распределение слов, но варьируется отбор за счет того, что из списка исключаются определенные группы слов. Остановимся на принципе формирования группы слов, которые изымались из списка. В данном эксперименте специально нарушалась содержательная связь слов, которая имеет значительное отличие от формальной, грамматической. Это отличие прежде всего заключается в том, что грамматическая связь реализуется только в пределах одного предложения, в то время как содержательная - в более крупных отрезках текста. Слова на этом содержательном уровне связи могут взаимодействовать между собой, находясь в разных предложениях и даже тогда, когда грамматическая связь между ними никак не выражена. Поэтому это взаимодействие слов необходимо рассматривать глобально в рамках целого текста. Назовем этот уровень взаимодействия семантическим пространством текста, которое очерчивается с одной стороны кругом отобранных слов, с другой - определяется темой текста, которой соответствует данный отбор слов. Поэтому можно сказать, что определение темы текста есть результат взаимодействия всех слов, вошедших в текст вследствие авторского отбора. При этом, конечно, все слова имеют различные зоны взаимодействия, а потому выполняют различную роль в процессе осмысления. В связи с этим возникает вопрос - как будет влиять на определение темы текста отсутствие того или иного слова или группы слов? Те изменения, которые после этого произойдут в тексте, и их влияние на определение темы и следует считать следствием удаления данного слова или группы слов. Анализ этих изменений может дать материал, характеризующий роль данного слова или группы слов в семантическом пространстве текста. Можно сделать вывод, что распределение и отбор слов является основным механизмом декодирования текста, но он функционирует не сам по себе, а через соотнесенность с предметной ситуацией, что позволяет определить тему текста.
            Как будет видно из последующих примеров в текстах, которые я назвал "Пожар в сельском клубе", устранение группы слов, связанных между собой на предметном уровне, приводит к невозможности правильно с точки зрения действительности смоделировать ситуацию. Высматривается ситуация, в которых меняется причина пожара, а потом возникает совершенно другая ситуация, никак не связанная с ситуацией пожара. Это еще раз свидетельствует о том, что в основе внутренних связей в тексте лежат преимущественно предметные отношения, а не языковые, понятийные и др. Распадение этих связей приводит текст к другим, чисто интенсиональным, собственно литературным уровням.




    ПОЖАР В СЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

    1. Пожар в сельском клубе

            В одном сельском клубе на севере области на праздничный вечер собралось сорок человек. В буфете свободно продавалось спиртное. В разгар веселья один из юношей по имени Иван решил пригласить одну из девушек по имени Марья на танец. Марья танцевать с Иваном отказалась, хотя до этого танцевала со многими молодыми людьми. Тогда Иван уже изрядно выпив с криком: "Вот тебе, блядь!" - достал новенькую зажигалку и поджег крепдешиновое в оборках платье Марьи. Марья бросилась к выходу, но из-за сутолоки огонь с быстротой молнии перекинулся на одежду танцующих, мебель и охватил весь клуб. Пожар продолжался четыре часа и унес все сорок человеческих жизней. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    2. Пожар в сельском клубе

            В одном сельском клубе на севере собрались вечером на танцы около сорока человек. В буфете продавалось спиртное. В разгар веселья Иван пригласил Марью на танец. Марья отказалась, так как изрядно выпила и была уже не в состоянии танцевать, хотя перед этим танцевала с несколькими молодыми людьми. Тогда Иван с криком: "Смотри, блядь!" - достал уже не новую зажигалку и поджег на себе коверкотовый костюм. Все бросились к выходу, но началась давка, и с быстротой молнии загорелись одежда танцующих, мебель и весь клуб. Пожар через час потушили, но он успел унести жизнь Ивана. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    3. Пожар в сельском клубе

            Весь вечер в здании нового клуба одного северного села продолжался праздник. Там собралось несколько человек, в основном молодежь. В буфете продавались только безалкогольные напитки. Веселье было в разгаре, когда Иван, плохо себя чувствуя с похмелья, а выпить было негде, решил прикурить, поскользнулся, упал и уронил зажженную спичку. Как молния огонь перекинулся на одежду молодежи, мебель и здание клуба. Марья, девушка легкого поведения, быстро с помощью огнетушителя погасила пламя. Клуб успел сгореть, но люди были спасены. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    4. Пожар в сельском клубе

            Молодежь на селе решила организовать клуб. Нашли помещение, расставили мебель. Девушки были в модных платьях, юноши в костюмах при зажигалках. Юноши во главе с Иваном и девушки во главе с Марьей раздумывали, куда бы пойти за спиртным, так как ближайший буфет был закрыт, но над селом с севера стали сгущаться тучи. Ударил гром, сверкнула молния, здание загорелось от стоявшего поблизости дерева, и все сгорели бы, но полил дождь, и огонь сам прекратился. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    5. Пожар в сельском клубе

            В селе был праздник. Вечером собралась молодежь. В разгар веселья Иван решил показать свой новый дом. Он был еще пуст, мебели мало, все напоминало клуб. Выпили, начались танцы. На улице сверкала молния, гремел гром. Веселье продолжалось весь вечер, унося молодых людей в разгульную жизнь. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    6. Пожар в сельском клубе

            Село, север, клуб, буфет, спиртное, молодежь. веселье, танцы, юноши и девушки, иван да марья, зажигалки, спички, пожар. огонь, гром и молния, одежда, мебель, дом, много, мало, все, несколько, один, сорок, собираться, танцевать, продавать, показывать, перекинуться, гореть, греметь, сверкать, гасить, уносить. Таков результат злоупотребления алкоголем.

    7. Пожар в сельском клубе

            А, б, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, э, ю, я. Таков результат злоупотребления алкоголем.




Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу "Тексты и авторы" Аркадий Бартов


Copyright © 1999 Аркадий Анатольевич Бартов
Публикация в Интернете © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru