Андрей ПОЛЯКОВ

ДЛЯ ТЕХ, КТО СПИТ


      / Предисловие Игоря Сида.
      М.: Новое литературное обозрение, 2003. – Серия "Поэзия русской диаспоры".
      ISBN 5-86793-263-X
      136 с.


ЧАСТЬ I

ПОСВЯЩАЕТСЯ: БОРИСУ ПОПЛАВСКОМУ

I

Говорят у реки, убежавшие из дому, дети:
– Мы нашли человека, нам больше не страшен Христос!
Лучше будем плясать на простом азиатском рассвете,
чем в Европе вечерней готовиться к боли до слёз.

Из Италии пишут: – Мы только осколки Адама,
любим видеть картины, красивое в книгах читать,
на бессонницу рая мы спящих друзей не меняем –
искалеченных статуй у нас никому не отнять!

– Умер, умер язык, – чёрный Пушкин смеётся лукаво, –
силы русских теней ни за что не вернутся в слова:
покажи им ЯЗЫК! – и пойдёт сладковатая слава
от иглы в голове, если это вообще – голова.

II

Я живу золотую Европу –
                    города в элизийском дыму,
но заглядывать Шпенглеру в жопу
                    посоветую я никому.
Потому: что мы прежние люди,
                    держим камни в родном языке,
а короткая память о чуде
                    не дороже синицы в руке.

Спящий Ницше читает каноны
                    над впадающей в Лету рекой
и светлей, чем глаза на иконе,
                    Божьих сумерек летний покой.
Но пока виноградного цвета
                    Дионис не измерил зрачком,
говорим, говоря до рассвета
                    о невидимом доме своём.

Я люблю как зовёт себя птица
                    на краю оглушительной тьмы,
и домой не берусь торопиться
                    из моей мягкокрылой тюрьмы.
Потому что: мы бывшие люди,
                    прячем камни в ещё языке
и недобрая память о чуде
                    нам дороже, чем ангел в руке!



ПРОЩАНИЕ

1.

Когда над статуями дыма
с небезопасной высоты
бросает русская камена
большого севера цветы,
то не цветок подобен свету,
но свет – подобие цветка,
где переводит сигарету
пока бесшумная рука.
Тогда прощай, моя отрада,
моя любимая мечта,
уж мы тропой воздушной сада
не пронесёмся никуда!
А взоры дев, и гул дубровы,
и ночью пенье соловья зеркального –
на всё готовы, но не загадываю я,
что не спасут: пастушья Флейта,
субботы мёртвое Зерно,
Лимонов, Лотман, Лена, Лета,
Кино, Вино и Домино.

2.

Библейская пыль золотая лежит, как жена молодая. Куда-то стоит кипарис
над лентой, похожей на Стикс.
Где родина каждого дома? где красные крышиСодома? Твой ангел висит,
невесом, над Стиксом, похожим на сон.

Советская соль золотая блестит, как волна нежилая. Собою стоит кипарис
под ветром, похожим на Стикс.
Свети, пионерская песня, чтоб стало нам спать интересней, чтоб дети
вчерашней страны смотрелись в библейские сны!

3.

Любил присниться в комнате чужой
сквозь сонмы сонных ласточек летящих.

От слова "полночь" почернел язык,
но под рукой твоей светлела дева.

А тот, кто ты, – молился в теплоте
за лёгкий хлеб, за умершего Бога,
за книги в человеческой тени,
за бабочку-свечу немолодую,
дремал сквозь сон
и просыпался – спать,
как пьяный между Стиксом и Салгиром.

4.

При попутной реке ты уснул человеческим сном...
Полуплещутся волны, но кажется – будущий флаг.
И в невидимом сне сразу видно старуху с веслом:

– Не хватает тепла, – говорит. – Не хватает тепла!

5.

Бывает: ляжешь в темноте
и начинаешь думать-думать,
что мёртвый Бог – плохой отец
и про детей – не хочет думать.

Но это всё не ты, а СКРИП,
который к черепу прилип.

6.

...А я, читающий свечу,
я, обгорающий по краю,
прижмусь к прозрачному плечу
и, как ребёнок, зарыдаю:
– Зачем товарищ мёртвый мой
мне Богом маленьким приснился?
за что я мёртвому молился
и бил в лицо его – ногой?..

7.

Живая ласточка летает,
а может, мёртвая: кто знает?
ведь и природы алфавит
порой, как робот, говорит
и сердце (тёплое) ругает.

8.

Перескочил через мост навстречу тяжёлому сердцу:
– Ну же, отец Василид, порасскажи мне про всё!
"Будем в войне умирать:
чуешь бомбоиграющий Логос?
ветер нам будет метро, будет болезнью – трамвай..."

9.

Вот сообщение на пейджер:
"Убудя жирня времена..."

(для девы Здесь из города Не помню)

10.

Какая память: ветреный сквозняк!
субботнего июня занавеска!..
        Стишки и флаги делаются так
        и ангелы, крылатые до блеска.

Про что тебе узнать наверняка?
        Не встанем на свету у сквозняка
        поговорить о настоящей ночи –

о мыслящих, как дети, тростниках,
о розах, о гниющих парниках,
о Зудозем, Бобоков, Ах, Никах –

        о том, что сам в гробу себе бормочешь.

11.

Что бы я ни сказал,
что бы ни написал:
молодость не проснётся –
это я знаю сам...

12.

Говорит во сне осина:
– Человеческого сына
никому я не отдам,
потому что слово "глина"
глубже слова "макадам"!

Что там снится?
что там снится?
не скажу наверняка –
словно Божия рука
на уста мои ложится.

13.

Сказать: стояла, как хотела,
больная верба за окном,
сова язычница шумела
далёким с детства языком.

Скажи: в Ерусалиме вечер,
проходят воздух тополя,
ложится ласточкам на плечи
птиценебесная земля.

Скажу:
Господь оттуда снится,
а в букваре –
живёт синица.

14.

Из книги Орфей прорастает
квадратом красивой травы,
когда темноту набирает
моя глубина головы.

Орфей ленинградский, заумный,
полночная радость – Орфей,
глядится в открытые губы
и пишет рукою моей:

ПРОЩАЙТЕ, ПОСЛЕДНИЕ ПТИЦЫ МОИ,
ПРОЩАЙТЕ, И НАШИ СТИХИ НЕПЛОХИЕ!
ПРОЩАЙТЕ, ПОСЛЕДНИЕ ПТИЦЫ МОИ,
И БЛЯДИ ЗЕМНЫЕ, И БЛЯДИ ДРУГИЕ!

15.

Эвридика, умри до поры.
Пьются осени красной пиры.
Как тяжёлые, с бывших границ
от полночной ползут стороны
по таблетке нетленной луны
облака боевых колесниц.

Эвридика, ты спи – и права!
Изо рта человечья трава
продолжает расти, как росла,
и не нужно красивым глазам
видеть то, что: я вырастил сам,
и потише искать ремесла.

16.

Как зеркальна навстречу плывущая речь:
это, кажется, нужно прославить...
О, Косарь, удивляющий головы с плеч,
и масличная рощица-память!

Или тень отрастить и, закинув зрачок
дальше девы, мерцающей в древе,
уложить букву "Л" между нескольких строк
всё равно – о зрачке или деве?

Только если нас в роще оставить вдвоём,
то за сказанным нам разговором
не заметим, как осенью часто умрём
и посмотрим на Бога с укором.

Сверху слышно, что мы научились молчать
стеклоречью, как жало, двойною:
можно это лицом или мясом назвать –
всё равно это станет войною.

Шли войска и тебя отражали за мной,
а Косарь, как щека, багровея,
то стихи про любовь говорил головой,
то на горне играл веселее.

Это свет на луне или вечер во сне.
Это, Боже мой, горн всемогущий...
Поплыву я тебя по зеркальной волне –
и послышатся речи и рощи!



МЫ С ТОБОЙ ГОВОРИЛИ О БОГЕ

...до конца вавилонского плена
я не вспомню, зачем
стольких слов получается Лена
в говорящей свече.

...мы чуть-чуть говорили о Боге,
я блеснул, что Бердяев – трамвай,
где тебе, небогатой подруге,
христианский понравился рай.

...значит, встанем на жёлтом закате,
на воронежских твёрдых холмах,
подменяя ворону в тетради
птичьим пеплом в руках-дураках.



СУББОТНЯЯ ПОЭМА

Поэму, написанную в субботу
иногда можно отличить от поэмы
написанной в другой день
однако это отличие будет носить характер
скорее любви, чем загадки


Посвящение

Кто умной деве дал название маслины
гоняя книги в теле головы
тот древо Сефирот списал до середины
ширококрылым почерком листвы

Он бросил в грудь
– как сладкой смерти хлад –
эгейских ягод бывший виноград

В объятьях бабочки темнела темнота
молилась речке ласточка святая
и мнилось: пыль невидимого рая
покрыла деве чресла и уста

Пускай, приняв летающий полёт
она и мне
невидимо блеснёт!!!


Текст поэмы

ХОТЬ ПИШУЩИЙ ПОДОБЕН ЛАО-ЦЗЫ
А ТЕНЬ ЕГО – ПОДОБНА НИЦШЕАНЦУ
МОЙ МИЛЫЙ БОГ, ПИШУ ТЕБЕ ПИСЬМО
ПЕРЕВОДЯ СЮДА, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ:

...что хочешь, если я ещё не умер
как в гости, собирался-уходил
подарок забывал – и возвращался
и спал во сне, и пробуждался: спать
и растворяться в подъязычном шуме

<вот шум, такой непрочный и сквозной
что нажимаю Shift + F12>

Стиха творение остановило мир –
я воплощён в Андрея Полякова:
как гражданин, прописанный во сне
я знаю всё, что стих ещё не знает

Ночнеет книга по пути ума
но на столе моём светлеет осень
и вдруг –
квартиры сумрак восковой
вращается, как зеркальце подруги

<мечтал её, как Божию Луну
и спрашивал: Любовь или Эллада?>

Живу себя, и речь моя дымит
и ходит тело ватными стопами
по комнате, огромной в темноте
а темнота, как девушка, текуча –
владелица отличного лица
когда лицо – лицо, а не игрушка
когда оно льёт слёзы и блестит
и мотылёк пульсирует на сердце

Как точно настоящий, я дышу
хожу, любя – и потихоньку значу
курю и сплю, заваривая чай
на колеснице времени ночного
не пойманный субботнею рукой
под красно-красной кущей Аполлона

Широкой лиры выключаю звук
и слушаю:
недоопавший шелест деревьев света
тонкое стекло полночного эфира
где подруга по-своему звенит
<её чулки – ненужные во сне
и пепел платья>...

Бывало: Лену гладил и смотрел
меж нив златых и пажитей багряных
и милая из мяса и костей
казалась мне рекой нерукотворной
чьё устье скрыто в мифах и в вине –
о, каждые подробности пространства!
Но больше не болея исчезать
у ног её – длиннее новой жизни –
я стал запомнить сон, я стал стареть
я видеть ночь бесплотным Глазом Бога

<единый мой! мой Зритель навсегда!
дремучий Глаз, от Керчи – до Эфеса!>

В летающих строительных лесах
я различал координаты рая –
глубокие/зелёные холмы и синие/высокие озёра
И весь Эдем я видел как свою
мерцавшую из зеркальца квартиру
как будто свет – изнанка темноты
где разночинной фауны примеры
похожие на слово МАЛАХИМ
почти неосязаемы для слуха

В родне деревьев, мягче на просвет
чем шёлк дождя, прибоя или ветра
по лестнице оптической листвы
прозрачная входила Прозерпина
в неясный проблеск осени живой
на воздухе, пустом для атеиста

Молчанье
в красоту обращено
сухой полынью, мятой и вербеной
но слышно речи ангелов ночных:
"Нашёл ли ты причину нашей встречи
и что ты собираешься?
откуда ты показался в этой красоте?
За пресный хлеб, за лёгкую одежду
за рыжую натурщицу твою
– дарже чярен, гилгул, огонь настраже! –
скользи, сомнамбула, с Луною на носу:
пусть ноты вязнут глиной гробовою
мы знаем, что когда-нибудь во сне
и ты фригийской флейтою взовьёшься!.."

– Ага, дарже, – я отвечал, – чярен...

Так движется-волнится тьма вещей
<дарже чярен, гилгул, огонь настраже>
и в каждой вещи ангелы сидят
с большими большеглазыми глазами
а тот, кто я, глядит со всех сторон
и вестникам себя напоминает

От взрослых до детей их создают
не столько пересуды или сплетни
но древняя потребность говорить
большим рассудком кровь земную мерить:
ну, например, на сколько лет жена
пережила Адама?
как потомки дорожного инспектора
ушли из плена?
как тринадцать снов назад
– причём, ночь в ночь –
был чёрною сосною
завален двухголовый человек?

...какую Церковь он в бреду увидел
и что запел, готовясь пропадать?..

Есть вестники у каждой темноты
подверженные греческой привычке
всё сравнивать:
"Отец танцует лучше, чем Сын
зато уж Сын играет в карты
быстрее, чем Отец!
Одна Сестра
стишки довольно складно сочиняет
зато уж двух других своих Сестёр
не превзойдёт в умении кухо́нном!

Ещё Отец, она одна Сестра –
язык чярен, скажи, огонь дороже!.."

Я просто повторил: огонь, чярен...


Post scriptum

А воздуха вода незолотая
дрожит, как будто бабочку глотая
на голову мою бросая свет
под деревом, красивым, как балет

чтоб девушку от тяжести и тленья
я спас, переселя в стихотворенье
где мы лежим в присутствии Творца
завидя днесь предел Его Лица

где вечности вода немолодая
блестит, как будто в воздухе летая
как будто с головы смывая свет
под Деревом, Которого Здесь Нет



ТЁМНЫЕ ПОЛЯ

Тёмным полям
– не темнее полей умирания –
слово приходится следом
а голос ничем:
столько же тела на нём
сколько слышно двойного дыхания
в "нет" и "нерядом"
(письма)
или в "может-быть-завтра"
(ночей)

Мерцающим устам

Поэзия мертва. Она стоит
как статуя, объятая собою

Какую тьму по зеркалу глядит
Кого сквозь сон пугает головою

Но до сих пор мерцающим устам
почти дыша, как юноша, внимаю
и стариком синею по ночам
когда пылинки с мрамора – сдуваю


Всё всё, что было выпрошено нами

            ...в электрических сумерках, в белое время зимы
            ниспадая по лестнице, видеть, что спрятались мы...

                    Всё всё, что было выпрошено нами
                              что вынуто на хо́лода январь
                    из тела мягкого, по имени любого –
                              не поддаётся ни чернилам, ни губам

                    Полуегипетская ночь языковая
                              чуть освящённая, прекрасная-везде
                    для нас кончается, почти напоминая
                              что люди с яблоком и книги на воде

                    Зачем же нам тогда йцукен и фыва:
                              держись, мой друг, одежды и хлебов
                    ведь прошумел Орфей неторопливо
                              к заупокойной младости готов

                    И вот Автобус часто-настоящий
                              несёт, как царь, пустыней городской
                    тепло одной красавицы, не спящей
                              от слова Господи и слова далеко

                    Но в волосах её тысячеруких
                              на тёмной, как Мария, глубине
                    мы станем блеск руин и мёртвых плясок звуки
                              чтоб за спасение благодарили не


Пой мне в песню

              Я внутренний старик: в сердцах не улыбнусь
              на светлопыльный лавр и мёртвые чертоги –
              но зеркало вокруг! и тихо растворюсь
              в стеклянной глубине беседовать о Боге

                  Пой мне в песню, как синица
                            прилетает к мёртвым в дом
                  пой, как падает ресница
                  пой, как зеркало кружится
                            пой, как есть, о том, о сём

                  О наклонном белом мире
                            где стекло в словах растёт
                  где Платон распят на лире
                  и не слышит, что в квартире
                            шелестит вселенский лёд

                  где любовь гремит ключами
                            на КВАДРАТАХ городских
                  и, в обнимку со свечами
                  ждут суда её ночами –
                            сотни бедных и пустых


Летает бабочка

          Твой ангел печален –
          но Бог неслучаен

Летает бабочка
          и мотылёк кружится
Поётся девочка
          и мальчик говорится
За книжным шелестом
          с холмами и свечами –
чем они заняты?
          Наверное, ночами

Вот зиму прожили
          и скоро будет лето
и что-то страшное
          как борщ или котлета
как полубабочка
          над свечкою шипящей
как посох пастыря –
          тяжёлый, настоящий

Ходите Господу
          нестройными рядами
Хватайте девочек
          и мальчиков руками
Не пейте вечности
          из козьего копытца
Не спите с бронзою
          которая вам снится

А эта дудочка –
          ни добрая, ни злая
Отполирована
          гортань её сухая
Она лишь кажется
          на ближний свет похожей
но мыслит – воздухом
          и лицемерит – кожей

Спасибо клавишам
          как пальцами стучащим
Спасибо дурочкам
          горящим, предстоящим
Спасибо мёртвому!
          для ангелов знакомых
стоит день-золота
          лишь в царстве насекомых


За кем устроен вдруг

            Меняем ангелов на свечи
            и говорим большие речи:

              "За кем устроен вдруг весь куст языкокрылый
                                    под чёрной насыпью не чёрным никаким
              Зачем перрон – лицом, анфас его унылый
                                    и мы, стоящие как звери, перед ним

              Убудем, Боже наш – скажи куда – отсюда
                                    хоть на другой разъезд, не важно, хоть туда
              где намерцает мышь и назвенит простуда
                                    псалом 136, несчастный, как вода!"


Маленький мальчик

          Маленький мальчик лицом на восток
          прошелестел: "Одинок-одинок"

              I

              Камень очнулся и больно взлетел
              над головой у тебя засвистел

              Едешь ли в храм, не спешишь ли домой –
              камень свистит над твоей головой

              II

              Служба светлеет, а камень свистит
              тело тебя, как бы лёжа, стоит:
              хор наступает, оно умирает
              камень светлеет, светилен СВИСТИТ –


Душа защёлкала

        Хоть зыбок человек над хлебом и псалмом
        Марии целых три, но день один: суббота
        где всё, что я любил, не ведая о том –
        стекается, как дым, в края иного рода

              Душа защёлкала, что тело надоело
                        а слово голое ей кожу отдаёт
              и раскрывается: "Я старило и пело
                        внутри смоковницы, у Галилейских вод

              Собою слышало как Симона позвали
                        на рыбопроповедь, похожую на дым
              которым засветло поднялись и дышали
                        мы в бедном воздухе субботы, золотым

              Психейка-пёрышко, Мария-молодая
                        давай обнимемся на правом берегу
              где в прятки трапезы с Отцом когда играя
                        пролились лицами сказать своё ку-ку

              Пока в Израиле земное солнце машет
                        и кровли города в крови его блестят
              произнесёт меня едва один из наших –
                        переоденемся, друг другом шелестя!"


Уж мы слегка не голубки

        Сады деревьев, да, река святой волны
        брат-город за плечом, хорошая погода
        а думаю о чём, из глиняной страны
        незримо уходя в края другого рода?

              Уж мы слегка не голубки!
                                    и я почти забыл
              и ля-ля-ля, и лёд строки
                                    и то, где я побыл

              Стада детей играют там –
                                    они всегда-вода
              но тишину твою к стадам
                                    я не впишу туда

              Пускай здесь только тень реки
                                    среди груди твоей
              зато – прозрачней лёд строки
                                    и ля-ля-ля страшней


Повтори, если хочешь:

Повтори, если хочешь: как сумерки женской руки
как ходьба в подъязычном раю, нас болеют и мучат
преантичные овцы, предлинные виды реки
пребагровый склон, пресизая туча
Что река говорит, повторяя себя, как река –
то идёт под рекой человек, повторяющий реку
и ему лучше книги темнит небольшая рука
и словесные овцы живут по нему (человеку)


Он не сказал, что это Валентин

        Вручи мне, птица, зрения росток
        Подай мне, рыба, голоса глоток

Он не сказал, что это Валентин
          когда рука еврейкою лежала
          и сквозь неё я видел как дрожала
стеклянная река среди маслин
Ходили тени хлеба и вина
          а он смотрел несветлыми глазами
как зыбкая, прозрачная жена
          казалась человеком – рядом с нами
Блажен, кто перед тем как воскресить
          перекрестил чуть тёплую камену
          которая готовая на смену
прийти душе и тело шевелить
Красив, кто каждым словом зачерпнул
          из Иордана ночи и молчанья
кто сам в себе, как в дереве, уснул
          чтоб слышать плеск, и свист, и щебетанье
Он помнит птиц, не сеет и не жнёт
          он знает рыб, и трудной речи просит
и ласточка ему чебрец несёт
          и окунь – полглотка воды приносит


Фрагмент незнакомого стихотворения

...не дочь была хлебом –
а ночь над холмом –
до свадебных снов Персефоны...


Какие торжества в сомнительной отчизне

        Друзья поют прозрачными голосами:
        – Мы будем с теми, кто будет с нами
        но никогда не вернёмся в Рим!..

Какие торжества в сомнительной отчизне
Овидий запрещён, а чем наполнить день

Переверни тетрадь, читатель мой, присвистни –
на стол перелетит её двойная тень

Тогда отметишь ты шум ветра, клёкот орлий
земная пелена сорвётся с глаз твоих
прилежней станет слух! слова проснутся в горле!!
ты к небу воспаришь на крыльях сих двоих

и различишь внизу подвижную картинку:
уж вечер, уж народ сгоняет пастушок
уж Август миновал, поднялись, как пружинки
над крышами дымы, уже валит снежок

В столице дорогой – и то зима настала
благополучно пал последний легион
и варварский вандал с душою из металла
себе устроил хлев средь бюстов и колонн

Зачем ему стихи? нехитрая забава –
любое из имён на лезвии ножа
вращай туда-сюда... А бережная слава
сама найдёт того, кому она нужна

Ловец латинских пчёл, пытавшихся укрыться
в развеянный чертог, не бойся преуспеть
на поприще своём, чтоб с участью смириться –
нет участи светлей, чем в Риме умереть

Но весь ты не умрёшь! проверено другими:
заштопает судьбу, как честная игла
любое из имён, произнесённых в Риме...
Я отложил тетрадь и встал из-за стола



ХОЭФОРЫ
(Dis manibusque sacrum)

      Подлинно, человек ходит подобно призраку...

          Пс. 38, 7

      Дал обещанье безжизненно веющим теням усопших:
      В дом возвратяся, корову, тельцов не имевшую, в жертву
      Им принести и в зажжённый костёр драгоценностей много
      Бросить...

          "Одиссея", XI, 29-30

I

Снова у моря живу, ласкаю мёртвые книги,
слышу движение злаков в моей непогасшей крови.
Знаю – встаёт на лицо тень неблизкого Бога.
Сладко и совестно мне так обратиться к Нему:

– Пастырь годов многострунных, въелся в печень прах Вавилона.
Воздух Ассирии где? Где Иудеи шаги?
Тщетно в сетях человечьих буквы Твои попадались, –
страшные буквомечи, редкие буквокрюки...

В день появленья воскресный сел я на камень прямее.
Родина жёлтая, Крым, или я вижу стекло?
Неосторожен во всём, книгу прикрыть не умея,
сплю я напротив себя. Тело за спину ушло.

II

    То в пыльном поле час; то в левой пятке свет;
то юбка на закат летит от поцелуя;
    то примечаю: Бог – белеет из газет,
из ежедневных букв людских имен пустуя.

    Как будто к декабрю срезая эти дни,
до дома провожу Софию небольшую –
    не зажигалкой лечь, не зёрнышком одним,
но небом на стекле, куда себя дышу я.

    Что ж, Ангелом ноги дорогу освещать
дороже, чем скакать у барышни знакомой
    или искать число, разлитое в вещах,
и Аполлона грызть перед его иконой.

    Я старец молодой: ума не поверну
на дымолистный лавр и брачные чертоги...
    Но тень моя близка! и за неё начну
в блаженной пустоте обманывать о Боге.

III

Вдруг телевизор сказал, что распят Дионис...
Слушай! давай сораспнёмся? Не хочешь? Ну, ладно; не будем.

IV

"Поели солнце или не поели?" –
на зеркало с вопросом потянусь,
но тёплое в моем качнётся теле,
когда к стеклу губами прикоснусь.

И сразу: хо́лмы, ласточки и воды,
блестит в слезах лица учёный брат
за то, что аппараты и заводы
он мыслит меньше золота дубрав.

Нельзя туда ходить, но как же опыт?
Раздвоенный! о, страшно свят язык,
припрятанный на кладбище Европы
в коробках тёмных, философских книг.

Да, поляков, мы закусили Фебом
отраву шелестящих мертвецов
в читальном зале под безлюдным небом,
не защитившись на пиру отцов...

V

Да, по-немецки звать листает тьма пустая
на смертном западе, в местах святых машин:
незанятой рукой камену оплетая,
от роботов куда зарой талант большим?
А льётся кипарис и тонет стон гитары,
что можно с девушкой увидеть Коктебель,
где море-андрогин и остальные пары,
и ночь ложится в речь, как в гроба колыбель...
Неверующий Бог всему тебе ответит –
на мёртвой площади, за полночью пустой
живая лира бьёт и, отцветая, светит
пеплошумящей чёрной желтизной.

VI

"Здравствуй, учитель!" – "И ты". – "А кто наверху... Там?" – "Не помню".
"Разум есть у меня!" – "Это Гермес Трисмегист".
"Может, поклонимся?" – "Что ж..." – "Ещё в этом теле?" – "А жертва?"
"Книжечка". – "Ну, покажи..." – "Вот". – "Это Лосев?! Отстань!"

VII

Кто в хлеб стыда входил своих учеников,
кого субботний дым размыл до половины,
тому перепадёт ладонь квадратных слов,
которую принёс потомок некрасивый.

Вот в слово мутное продёрнут человек,
чтоб слышать ночь, и сад, и милый звон трамвая.
Неосвящённый дом держа на голове,
он прыгает во рту, сестрицу подзывая.

А дома – тихий шум в тетрадке чуть забыт.
Полез бы на кровать, но понял: из столицы
назавтра ждать гостей с плечами нереид,
с вестями длинными, как пролетают птицы.

VIII

Руки свои расцелую, пла́чу, жалею меня, –
мол, Ориген и Плотин безразличней пальцев любезных...
Верю, что плоть моя храм, не достойный огня:
как же в груди у него может дымить бесполезно?

Целое сердце, остынь... Вспомни, я лёгок и слаб,
встретил Деметру в метро, поговорили о многом...
Сердце! тебя тяжелее только потеря весла
там, на подземной реке, перед всепляшущим Богом.

Ногтем бессмертен одним, сам не простое число,
кикликов стих, замирая, считаю, как чётки;
пробую эхо себя: темножужжание слов,
устного мёда капель, Ермия крылья-трещотки...

Музу поймал. Но зачем?! чтоб помелькала навек?
Лучше с еврейкой сестрой правду сыскать у Филона.
Лучше молитва и пост, для чего человек.
Лучше не спать не уметь, не заселять телефона.

IX

Покайся, Карпократ, до радостного у́тра!

X

На милый, как зеница, Илион
          зачем косит заморское копыто,
Елена узнаёт, впадая в сон
          изгибом речи чёрной, неизбытой.
Её зрачки найдут лица лицо
          по языку свидетеля слепого,
и вспомнит мать, способную яйцо,
          родная тьма, подмешанная в слово.
Так чешуи хватает на глазах:
          то отражает чашу, то браслеты,
то пустоту, где дышат в паруса
          какие-то влюблённые брюнеты.
А женовоздух, складчатый эфир,
          не удержать огромным переводом,
но видит Бог, куда глядит Омир
          из ничего с мигающим исподом.
Смотри и ты: ни старых на стене,
          ни площади, заставленной народом,
ни кораблей для крови дальше нет –
          одна во всём, быстрее с каждым годом
Елена спит, пересыпаясь в прах
          и шевеля внимательные тени
летейских птиц в парчовых колпачках
          со свитками твоих стихотворений.

XI

Троя-матушка . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .Троя-святая
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
как живые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . мы трёмся в тебе.

XII

Водопроводом не наяда,
дриады ёлкой нет найти:
идёт в Коринф глаголов стадо,
претерпевая по пути.
Они проснуться засыпают,
их ночь ума, ага, светла –
и соль земли не засыпает
полунебесные тела.

XIII

Нет, не к добру я остался ульи свои сторожить.
Пчёл шевеленье во тьме сердце моё изменяло.
Долго лежал между снов, звёзды казались умней.
Что-то я понял в ту ночь, что на рассвете не нужно...

Мёда сцедив, поутру засобирался в Эфес.
Только спустился к дороге – тёплого юношу встретил.
Чёрным расшитый хитон, вместо лица пустота,
острые руки в ожогах, голос как будто из меди:

"Я – это ты, Герострат, только в неправильном сне.
Пчёлам твоим это снится или ты себя просыпаешь –
разницы нет никакой; всё я закрою лицом,
ульи свои сохраняя!"
                                Я ничего не заметил.

XIV

Кто на развалины дачи покойного Пана?..

Труден в Аркадии нашей особенно вечер:
музычка мёртвого бога шипит под ногами,
в душной траве обвивая холмы золотые;
Хлои щека наплывает и тянется блеском
влажным, родным... но не блеском глаза прополощет.

Видел и я свою кровь через тихие веки, –
долго смотрел, и любовь мне казалась медузой
там, на закате, в клубящейся комнате зыбкой...
Вещи двоились, и зеркало смутно вращалось.

Я понимал: разбежимся; уже для другого
Хлоя начнёт ниспадать в убывающем свете,
зеркало тронет лицом – и посыплются стёкла!
дёрнется камень, последний подарок медузы...

Камень понравится Хлое: она его спрячет
и никому не отдаст, никому не расскажет;
станет одна баловать, и ласкать, и лелеять,
гладить его, прижиматься – счастливая Хлоя!

Муж её будущий не осознает убытка –
он ведь не ходит за нами, не молится с нами
стен среди рухнувших дачи великого Пана...

Пусть же приснится тому, кто ни разу здесь не был,
низкий бесшумный полёт над священной рекою,
встречные души, подземное слабое небо

и отражение девочки с тёплой щекою.

XV

Когда Орфей венчается с зарёю
над прошлым городом, где созревает сон,
под линотип ложится часть бессмертных –
голодный хор развалин строевых.
Неразличим на левой стороне,
подносит Ангел зеркальце к руинам:
залог сомнамбулических побед...
Спит брачный пир. Под краской типографской
лицо жены, в лице – её глаза,
застигнутые ангельским полётом
по улицам, великим в тишине,
как русло пересохшего Коцита...

Но тень жены отбрасывает тень.
И эта тень – страшна и знаменита.

XVI

Псапфа, что ложем одна,
зря тебе ждать восполненья –
вместо него Архилох
пьёт, опершись на лицо.

XVII

О, соберёмся попить с кольцами или друзьями!
Лысые юноши, эй, влезьте на стулья верхом!
Музы-кормилицы грудь будем нащупать губами:
душу и я разведу крепким её молоком...

Ксюша ли делает мышь, Зоя ли строит ногами,
ли преисполнен Орфей скрипом и свистом своим, –
только мерцают слова, путь выстилая словами,
чтобы, спустившись в себя, вышел опять холостым.

Сумма девяток, совру, больше, чем Первоединый;
пятый для третьей что сад, где наступает Эрот,
отцеподобно неся хлебы, цветы и маслины:
а на агапу? на пир? – кто-то не я разберёт.

Так затворимся попеть с братьями или тенями!
Зрячее темя моё детским украсим венком...
Музы-язычницы грудь брезжит, качаясь над нами, –
это и я написал горьким её молоком!



НЕМЕДЛЕННО ПЕТЬ

Natura naturata

Кто обитает на лугу?
Букашки и цветы!
Ночуют парочки в стогу –
глаза у них, как ты.

Природа есть печальный храм
пчёл, бабочек, кротов,
деревьев, птиц, шадам-тадам,
зверьков, пеньков, кустов.

И я ходил с подругой в лес,
где на ветвях сидел.
Ловил мерцание небес,
на ангела глядел.

Ступал неслышно по земле,
не приминал травы.
Свою любовь держал в тепле
превыше головы.

И тихо освещая путь,
напоминая дым,
я жил затем, чтобы вздохнуть –
и стать невидимым.


Господь не вспомнит...

Господь не вспомнит просто так, а так – не вспомнит просто
балет словами, кавардак, росток, лишённый роста.

Ловец прозрачной чепухи с невыпрямленным прошлым,
зачем давал свои стихи антипам? фёклам? прошам?

Зачем, влипая в пиджачок, глотая папиросу,
ты сам попался на крючок к еврейскому вопросу?

Листая крылья, красота летает над тобою,
а в Палестине – тра-та-та! и небо голубое!!!


Романс на свои слова

Уж догорал закат...
Журнальный шелест моря
переводил, как брат, язык большого горя.
Хорошая собой, ты грезилася мне –
незримою рукой ласкал тебя во сне.

Это слова
(бырна-бырбырна)
ходят по берегу
рядом с водой!

О, ты не бойся тех,
кто, проливая звуки,
к тебе вдруг удлинял невидимые руки.
Но опасайся тех, кто в чернобуквах "БЯ!"
находит и любовь,
и Бога,
и себя.

А где-то слова
(бырна-бырбырна)
ходят по берегу
возле воды...


Ой, как по морю...

Ой, как по морю, по синему слою,
ходит, эх, девица (с красивой головою).
Ходит, бормотая, набалтывая слово,
в котором светом светят изба и корова.

– Отдай, сестрица, слово любому человеку,
нерусскому татарину, жидовскому узбеку!
Пусть он, болтовая, борматывая слово,
станет превращаться в изба и корова.

Но, эх, деви́ца, де́вица единственной главою
качает возмутительно, мол: что это с тобою!?
И всё время двигает, двигает ногами,
уменьшаясь в воздухе, между берегами.


Легче слова и слюды...

Задаёт январь природный легче слова и слюды –
отвечает снег подробный на дорожки и пруды.

Холодает сигарета, не живёт твоё окно,
это значит, лена/света, ты куда-нибудь вино.

То ли азбука-старушка, то ли девушка-пальто,
ты сама течёшь, подружка: чем – не вижу ни за что!

Вот приду домой, согреюсь, сяду около стены
и, как облачко, развеюсь до Классической Весны.



НАД ПОСЛЕДНЕЙ ВОДОЙ
(Пушкинисты)

Ходасевич Владислав
музу выкормил с весла
Все считали, что он пел –
а он уключиной скрипел

...вот и я: как будто сплю
а сам – уключиной скриплю

Днём

– Здравствуй, пьяная скотина
из блаженного притина
Что ты знаешь о стишках
        кроме вечности в веках

Отвечает мне скотина:
– Я не пьяная скотина
я не знаю ничего
        кроме слова одного

В этом слове – ходят тучи
пролетает гад ползучий
ангел посуху плывёт
        Пушкин песенки поёт

Всё, что было, всё, что будет
он споёт, а Бог – забудет...
Что ж, читай его Харон
        в день бумажных похорон!


Ночью

Припомнил волну говорящей
под белой и милой Луной
и шёлковый берег Тавриды
и детство ночною порой

Стояла вода золотая
где Пушкин летал над водой
классически рот раскрывая
как будто он рыба живая

как будто он вечно – живой



СУМАРОКОМ

Синав

Человеконогого просим брата,
вечного матрёшку, себе супруга –
расскажи-ка, чтоб как смерть виновата,
раз от-всей души теребили угол!

Трувор

В мир пойти повеситься-поделиться,
саня яблок или наташа хлеба?
Наливай принять, почтова́я птица.
Пожелай гостей, золотая рыба.

Синав

Яркий ястреб в будке лица-изюма
потерял куда или что неплохо...

Трувор

Отчего ли сразу-сперва угрюмо,
а потом глоток – и такое эхо?

Синав

Ладно, подавай, отец, назиданья!

Трувор

Если там чего: позвони-побудем.

Синав

Распишись на память, рыдай признанья,
торопись слова, от которых людям.

Трувор

Отличить растений по всей-ладони
в парке для деревьев – другое дело.

Он же

Есть под сенью озеро их на склоне, –
в том душа плавуча куда хотела.

Синав

Душ, отметим, трое бывает много;
душ бывает чёрный-на-них осадок;
душ-бывает.

Трувор

Если глазами Бога,
в данном – церемония и порядок...

Синав

Как же птичка мышку найдёт-и-свищет?
смерть малышку кровью по лапкам хлещет?!

Трувор

Злая птичка! что ты? зверёк трепещет,
щит Ахилла с неба краями-блещет!

Синав

Это солнце так! а-не-щит Ахилла.

Трувор

Мышка с птичкой значитЬ – душа и тело.

Синав

Это букв исходит какая сила,
что в грядущем может любое-дело.

Вместе

Скажем-да: не тлен обитатель сердца
на плечах любви, на земной постели,
на-столе, на-полке, на-полотенце,
на огне. На бабочке. На свирели!


Продолжение книги Андрея Полякова


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
"Поэзия русской диаспоры" Андрей Поляков "Для тех, кто спит"

Copyright © 2003 Андрей Поляков
Публикация в Интернете © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru