Станислав ЛЬВОВСКИЙ

Имя

        Комментарии:

            Журнал для чтения.
            М.-СПб., 1998.
            На обложке: Евгений Дыбский "Композиция".
            ISBN 5-85677-003-X
            С.61-64.



          Я еще никогда не был так далеко от Рима, а свежесть молодости, между тем, заметно убывает.

              З.Фрейд


              Данное утверждение, вне всякого сомнения, ложно.

              "В детстве у меня над кроватью висела карта Мира. Каждое утро я просыпалась и смотрела на нее". "И втыкала булавку в Москву".

              Конечно же, мы всегда правы. Даже когда наши утверждения являются заведомо ложными. В этих случаях мы особенно правы. Хотя - поди докажи.

              "Мне снился сон: "Что такое закон физики?" - спрашиваю я, учитель, ученика. "Закон физики, - отвечает он, - это страж, интерпретатор, стоящий на границе реального мира".

              Я до сих пор не совсем понимаю, что он имел в виду. Но уверенность, с которой он говорил (моя собственная, в сущности, уверенность: ведь это мой сон) - гораздо важнее гипотетического смысла.
              Безаппеляционность - деноминатив апелляции, nomen suptum, как сказал бы Абеляр. Три необходимых условия деноминатива - реальная причастность или реальный смысл деноминативного соответствия; очевидная необходимость наличия сходного корня; наконец, трансфигурация, т.е. устойчивость и грамматическая самостоятельность производного - соблюдены. Апелляция в привычном языке - жалоба, обращение с требованием справедливости, ссылка на авторитет и так далее. "Деноминация, - пишет Ансельм из Кентербери, - есть то, что переносит речь от ближних и соседних выражений. Посредством нее можно помыслить вещь, не называемую собственным именем". Итак, собственного имени предмет разговора не имеет. Речь идет, таким образом, об апофатической категории.

              "Right becomes wrong, left becomes right". Категория истинности тесно связана со структурой пространства не только в германских языках. Мера приближенности или удаления, отчуждения или родства: критерий соответствия, релевантности личности и мира. Безаппеляционность - точное знание того, в какой именно точке координатной сетки мы находимся.
              - Так что же ты, писатель, writer (lefter?..)?
              - Когда я достигаю соответствия идеи и "тела" текста, сомнения и жалобы, необходимость в аксиологических подпорках - отменяются раз и навсегда.

              Между тем, ясно, что истинность или ложность текста-высказывания может рассматриваться только в пространстве самого текста, - просто, поскольку высказыванию типа "И не заботился о том, // Какой у дочки под подушкой // дремал до утра тайный том", никакое событие первой реальности сопоставлено (во всяком случае, однозначно) быть не может. Поэтому критерий истинности рефлективного текста если и может вообще быть найден, то только в нем самом. Автор же здесь - закавыченная сверхличность, носитель абсолютной истины, определяющий структуру отношений объектов и предикатов в реальности произведения. Только он и может судить об истине, имеет полное право на отсутствие сомнений в собственной правоте.

              Особенно часто сомневаются в своих словах женщины определенного возраста, которых один мой знакомый маленький мальчик называл "полустаренькими". Почему - Бог весть. Возможно, все дело во времени, остром внимании женщин к деталям стареющего на глазах Мира. Об этом, впрочем, речь пойдет ниже.



              Бесплатный сыр все еще встречается - но только на столах некоторых северно-европейских стран. "Новый англо-русский словарь" (Москва, Русский язык, 1995, с.29): appellation - имя, название. Быть носителем абсолютной истины текста, по праву (пусть даже и сомнительному) присвоить себе категорию безаппеляционности, означает отречься от собственного имени. Все названное - сомнительно, почему Он и говорит о себе просто: "Я есть Тот, Кто Есть". Обратите внимание также и на фонетическое родство со словом "apple". Истине иметь подобные ассоциации не пристало. ("Китайское" же яблоко, заметим в скобках, делится на равные полупрозрачные дольки - дискретность познания снимает библейскую дихотомию типа "или-или". Потому и безаппеляционность там носит несколько иной характер - абсолютно верно только то, что все утверждения, включая и последнее, ложны. Я утверждаю это с полной уверенностью. Да что там говорить...)



              Что же касается Рима... Точка, где Эрос пространства превращается в Логос, многовариантность и неуверенность - в инвариантность и безаппеляционность. Единственное место в мире, достигнув которого можно без колебания сказать: "Я пришел. Я здесь".

              Можем ли мы говорить о связи категории безаппеляционности со свободой? Абсолютная свобода предполагает и безаппеляционность, что, несомненно, вступает в противоречие со сферой этического. В нашем случае - со сферой внутренней этики текста. Насколько "персонажи" имеют право на самостоятельные поступки и свободный выбор? Насколько они являются автономными, а текст, соответственно - гомеостатической или самоподдерживающейся системой? Это противоречие разрешается просто. Автор утрачивает безаппеляционность в тот самый момент, когда в его отношения с текстом вмешивается третий - читатель. Он также является соавтором текста. Но очевидно, что по праву аристотелевой логики безаппеляционностью может быть наделен только один. Безаппеляционность переходит в этом случае в противоположную категорию, причем относящуюся уже не к автору, а к самому тексту - во множественность толкований.

              Шалуйтесь, шалуйтесь - как сказала однажды эскалаторная тетечка в переходе с кольцевой "Белорусской" на радиальную. Уж кто-кто, а экалаторные тетечки знают, чем кончаются шалости в отсутствие твердой почвы под ногами. Пропусти этот абзац, читатель. Ты, конечно же,    поймешь все неправильно: окажется, что я ввел тебя в заблуждение, а это невозможно, не может быть.

              Едва ли можно говорить о наличии формальной последовательности упомянутых выше взаимных переходов. Мы имеем нечто вроде приключений Алисы в интерпретации Делеза - непрерывное и самодостаточное становление, чистый процесс, степень и природа динамичности которого определяет, на самом деле, биографию автора, текста, читателя, работников издательств, продавцов книжных магазинов, журналистов с полосы "Искусство" газеты "СЕГОДНЯ". Все люди становятся постепенно персонажами всех текстов, а персонажи, напротив, людьми. Big Bang, Большой Взрыв, аннигиляция интерпретаций, вспышка света, в которую превращается Алиса, пересекающая поверхность зеркала - вот что находится в начале и в конце этого пути.



              "В детстве у меня над кроватью висела карта Мира. Каждое утро я просыпалась и смотрела на нее. И втыкала булавку в Москву. До сих пор Мир стоит у меня перед глазами, как высохший цветок бессмертника".

              Ибо все, написанное человеком - как бы чернила, на седьмой день выцветающие. "Как дети наши нас, так и мы, не оглядываясь, покинули бытие". В тот самый миг, когда [наши книги] представляются сущими, они, на самом деле, не суть, ибо от того, кто поистине есть, далеки" или "словно птица, парящая в воздухе: никакого следа пути ее не отыскать".

              Я устал говорить правду. Меня тошнит от одного вида монетки, как всегда уставившейся в весеннее небо двумя парами слепых глаз игрушечного орла. Я никогда еще не был так далеко от Рима.



    Следующий текст Станислава Львовского                     



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу "Тексты и авторы" Станислав Львовский

Copyright © 1998 Станислав Львовский
Публикация в Интернете © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru