Леонид КОСТЮКОВ

ПОЭТ В ПЕЙЗАЖЕ

    Капович Катя. Веселый дисциплинарий:

      Стихи.
      М.: Новое литературное обозрение, 2005. – Серия "Поэзия русской диаспоры".
      ISBN 5-86793-388-1
      С.8-9.



            Вот и новая книга Кати Капович, дошедшая до нас, как принято говорить, из-за океана. Что – пришли оттуда какие-то безумные новации, которые нам предстоит освоить?
            Скорее, наоборот. Скорее, мы отмотали время чуть-чуть назад и попали в ту умеренно прекрасную эпоху, когда кризис русской силлабо-тоники ещё казался преодолимым терапевтически. Когда простая музыка ямба или хорея ещё не окончательно навязла в ушах.
            Катя Капович возвращает нас туда – и музыка каким-то чудом звучит здесь и сейчас. Перечень невесёлых провинциальных примет (вперемешку уральских и американских – важно, что провинциальных, где картинка, что ли, крупнозернистая, где человек не превращается в точку, но различим). Образный строй верлибра наложен на негромкую, неагрессивную русскую просодию. Получается хорошо.
            У Кати Капович практически нет цветов: то, что фотошоп называет "оттенками серого". Едва ли не единственная подробная краска возникает в связи с дальтонизмом, с тем, что её не видят. Оттенки серого превосходно монтируются с дождём, сумерками, непогодой, межсезоньем. Душу должно щемить – её и щемит.
            По интонации, образному ряду Катя Капович близка к Сергею Гандлевскому. Она, можно сказать, тоже критический сентименталист. И внимательному читателю хотелось бы найти отличия данного поэта от основоположника течения, почувствовать личное приращение темы и жанра.
            Оно есть. Например:

          Поле слева скошено до сгиба
          на пятнадцать га,
          и поёт у побережья рыба,
          где вода мелка.

            Позволив себе смутно-есенинский, очень напевный ритм, Катя Капович впускает в стихотворение и поющую рыбку – тут она поёт, а в более строгой системе Гандлевского промолчит. Что лучше, что хуже – так вопрос не стоит. Лучше, конечно, что бывает и так, и иначе.
            Очень подлинные, словно увиденные через стекло в дождевых каплях, поэтические пейзажи и портреты Кати Капович; обрывки рассказанных ею историй – я читал "Весёлый дисциплинарий", обременённый задачей написать к нему предисловие, да и то временно забыл о деле, настолько увлёкся. Я завидую читателю, которому только предстоит удовольствие чтения – чудесным образом мои искренние чувства точно совпали с хорошо знакомым форматом. Не будем выпендриваться и выражать ту же мысль косвенными средствами. Начинаем читать.


    Начало книги Кати Капович





Вернуться
на главную страницу
Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Катя Капович Леонид Костюков "Веселый дисциплинарий"

Copyright © 2006 Леонид Костюков
Публикация в Интернете © 2003 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования