Игорь КЛЕХ

ИНЦИДЕНТ С КЛАССИКОМ


      М.: Новое литературное обозрение, 1998. – Библиотека журнала "Соло".
      ISBN 5-86793-042-4
      Обложка А.Гольдмана.
      C.185-186.

КАРМАННЫЙ ЗАПАД

            Будучи киевлянином, Степаненко закончил два художественных вуза: во Львове и в Москве. Зачем он это сделал?
            Львов – без сомнения, дань иллюзиям, которую отдало первое вполне мирное поколение, неожиданно выросшее в стране, целиком построенной на принципах войны. У которого так и не обсохло на губах молоко мирного сосуществования. Оно на самом деле как бы не видело окопов, которыми по всем направлениям была разрыта страна.
            Оно было легко на подъем в этой стране паспортов.
            У большой страны был карманный Запад – Прибалтика.
            В малой стране была своя прибалтика – и это у Киева – Львов, у Львова – Ужгород.
            Было малое "передвижничество" в неверном направлении.
            В начале 70-х целый выводок молодых киевских художников, обольстившись декорациями, приехал учиться во Львов. Впрочем, это мог быть любой другой город, потому что жизнь в этой полузадушенной стране все равно мало походила на акварельную практику.
            Очень скоро они это поняли.
            Степаненко из тех художников, которые рано сделали свой выбор, и выбор, в отличие от многих, был сделан им сознательно. Этот путь я назвал бы художественным неповиновением.
            Избегая лобовых столкновений, он ограничился рисованием на полях жизни. Собственным, киевским, южного происхождения артистизмом пытаясь хоть чуть разогреть прилегающее к нему пространство.
            Сюда входило: рисование цветными мелками в кафе и на улицах; стояние на одной ноге под стенкой, упершись в нее второй ногой и выставив вперед колено, – с цветком в зубах (он был тогда, кстати, вегетарианцем); поход в Стрийский парк, чтобы, обрисовав мелом на дорожке тень, падающую от кроны дерева, прийти назавтра на то же место и, дождавшись совмещения тени со своим вчерашним контуром, пойти отметить с коллегами стаканом сухого вина рождение концепции. (Сколько тогда было мест в городе, где это можно было сделать!)
            Или просто приехать в весеннюю распутицу в одних белых штанах с худенькой сумкой, – будто ты не сын своих родителей, а внучка Херста.

            Свои ранние рисунки, в которых уже все было, он "продавал" однокурсникам за бутылку кефира или молока. Великий Копыстянский не брезговал приобретать его работы.
            Портреты стоили дороже – стоимость обеда. Тогда он уже ел мясо. Предложения периферийного меценатства льстили ему, но принять он их не хотел.
            Кто бросит камень в его эстетизм? Без сомнения, яд сецессии тек в его жилах (ведь опять был конец империи – как в дурном сне), цвет и линия жили у него как бы отдельно в разных жанрах, куда десятки влияний лили свою воду на его мельницу: от имперских ацтеков и майя – до поп-графики и французоватого чувственного Параджанова.
            На одном из "ацтекских" рисунков середины 70-х, – тех, что за бутылку молока, – можно разобрать прихотливую надпись: "вiйна буде неминуче. 1983."

            Тогда он уже сидел в промерзлой андроповской Москве, во вгиковском запущенном общежитии, менее всего надеясь выйти оттуда режиссером.
            И это в тот период, будто о чем-то окончательно догадавшись, получая отказ от очередной претендентки в Музы, он сказал: "Жаль! А из тебя могла б выйти непогана путана".

            P.S. Годы спустя я повстречал его случайно в Базеле.
            Жить в Киеве, несмотря на все свои старания, он так и не выучился. На этот раз это опять была какая-то стипендия.


Продолжение книги Игоря Клеха



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Тексты и авторы"
Игорь Клех "Инцидент с классиком"

Copyright © 2005 Игорь Клех
Публикация в Интернете © 2004 Союз молодых литераторов "Вавилон"; © 2006 Проект Арго
E-mail: info@vavilon.ru