* * *
Начинается дорога от ворот,
через город муравьиный огород,
и по ней я еду вдоль ольхи,
пятна йода на коленях словно первые стихи,
а грехи мои ещё невелики,
как рыбешки на излучине реки,
я гоню велосипед, мне десять лет,
у меня есть настоящий деревянный пистолет,
и на перекрестке меня ждет
тот, кто превращает пули в мед,
он сидит в крапиве-лебеде,
кузнечики стрекочут в его длинной бороде,
и на голове его вороны
положили прутья-макароны,
я везу ему бутылку молока,
пистолет за поясом пока,
и пока не скисло молоко,
все колёса крутятся легко.
* * *
Прилетела птица, серая как асфальт,
в окно стучала серебряным клювом,
сколько звёзд на стекле, сколько планет
птица съела, потом сдохла...
гниют облака стучи не стучи,
придет весна, мы вымоем окна
тряпкой, на которой нарисованы жуки,
белой тряпкой с голубой полоской.
* * *
Пройдём веселыми рыболовами мимо построек,
мимо тупых построек, жалких решеток пройдём,
с удочками и крючками, блестя блёснами,
плавая поплавками,
к синеглазой воде пройдём,
будем ловить улыбки из раскрытых окон,
будем лепить наживку из вина и неба,
ловись-ловись рыбка такую споём песню,
перемешивая ногами прошлое время,
пройдём, раздвигая руками воду,
мимо старых деревьев пройдём, вдоль солёного ветра,
к синему морю, где рыбка-бананка
среди волн поет на рассвете.
* * *
Крутишься
словно снежинка
на ветру,
и все вокруг крутятся
в потоке,
а стоит уйти, и осядешь
на землю,
станешь частью плотного мёртвого
снега...
Уж лучше
крутиться,
создавая полётом
снежного человека,
или кромешника с другой стороны,
или нежного человека,
или детские сны...
Крутишься,
до тех пор, пока не растаял
словно снежинка
в дыханьи весны.
* * *
Наступит зима уйду в берлогу,
буду как медведь сосать лапу,
снег то-пить чай с медом-вареньем,
радость вдыхать словно запах,
сочинять длинные стихотворения,
мой дом занесет по крышу,
и следов охотника я не услышу,
когда он найдёт протаявший влажный вход
и меня убьёт.
ОНА И ОНИ
кто был первым
уже не помню
помню скрип тормозов на улице
хлопок дверцы как выстрел
белое чёрное красные цветы
это всё я видела в фильмах
когда он спросил ты
хочешь
языком по губам провела
слизывая тяжесть и дрожь
а внизу уже влажно
склизко на холме когда дождь
запах весенний прелый
он слышит мой запах прежде
чем слышит мой голос
но я давно расплела
эти длинные невидимые волосы
сети среди ароматов
духов и дезодорантов
он узнал бы мой запах
даже сквозь перец и мяту
сквозь бензин разве он ищейка
далеко летят мотыльки
и за ним распахнув пиджаки
словно крылья
я касаюсь их только улыбкой
они сами падают в мою пропасть
в моей воде исчезают как рыбы
и я не помню кто
был похож на принца а кто на бомжа
под окнами их машины
улица запружена и тротуар
не пройти
они бегут по жести
своих железных горячих жуков
прыгая с капота на крышу на багажник
в мою дверь
ко мне словно в море
но кто был первым
уже не важно
когда за ними придут их женщины
что ты скажешь когда каждая
спросит куда пропал мой муж
отдай мне его
я каждой тогда отвечу
он пришел сюда сам а ты
собирала его следы
смотри как быстро ржавеет корпус
как вспыхивают в закате стёкла
его большого автомобиля
ему не выехать
он зажат со всех сторон
и твой муж словно он
ему даже не оглянуться
он падает лицом во тьму
и лишь самым краем взгляда
видит обрыв, мокрый от дождя,
свисающую виноградную лозу
краем похожего на крыло взгляда
он трогает виноград
нет слаще этого винограда
а твой виноград
всегда был неспелым
и набивал оскомину
тебе нечего делать в моём доме
не зови его, он не вернется
ветер выдул его глаза
ветер сорвал его кожу
кровь его стала словами
а кости музыкой
так я отвечу
на стекле моём капли как звёзды
но нет ничего от неба
не надейся он не вернется
я ни разу не видела чтобы они возвращались
даже поэты
в складках вещей оставляя голоса
они летят до самого конца света
где лишь трубы ангелов и снег белый
а ты возвращайся домой
пока твой ребенок не выпал из колыбели
пока он спит и даже не намочил пелёнку
пока он с тобой
а не едет сюда в своем блестящем автомобиле
я скажу ей
женщина не приходи больше
здесь неважно что вы любили
здесь из иной материи сотканы даже тряпки
которыми моют полы
видишь горят мои пальцы
здесь часы словно шмель разноцветный
и те кто приходит
теперь
они моё время
мои ночь и день
и я не задергиваю шторы
не закрываю дверь
* * *
Брат мой, дай мне вина и хлеба,
твоя рука дым твой голос небо,
а душа маленькая птица,
сидит на травинке, качаясь туда-сюда,
вот она улетает, и спицы
сверкают словно вода...
Брат мой, скажи, куда мы едем,
в Тарту или же в тартарары:
мальчик на новом велосипеде
в середине июльской жары,
словно резинкой, стирает пылью
места, где мы с тобой были...
Брат мой,
прозрачный как поздняя осень,
велосипед на обочине бросил.
* * *
Зима в Тибете долгая как в Сибири:
сухое мясо дым ледяные скалы,
колокольчики жёлтого металла
из Тибета мне подарили...
Они звенят словно солнце в полдень
на дороге среди золотого снега
синий рисунок:
то ли тень птицы,
то ли след ветра
уже не вспомнить.
ФИЛЬМ
А ты накрасила глаза,
и они стали большими,
ты умеешь становиться другой,
и когда он повезет тебя в своей машине,
первые километры будут
похожи на разговор о прошлом,
но чуть позже,
не выпуская руля, он положит руку тебе на колено,
словно собрался переключить скорости,
и если не тормозить
и не останавливаться
тебе это понравится...
А ты специально выбрала это короткое платье,
ты продумала всю одежду,
ты знала, как он будет тебя раздевать,
и как его рука окажется между
всех твоих кайфов и обломов,
и если не тормозить
и не останавливаться
тебе это понравится...
Ты специально приготовила это острое,
когда вы приедете и всё кончится,
ты будешь писать своему богу
большими красными буквами
в машине, припаркованной на обочине,
и если не тормозить
и не останавливаться
тебе это понравится...
ЩЕНОК
Он пока ещё ласковый, пока ещё
не знает команд и цепей,
а тычется носом в любого, кто чешет за ухом,
он даже выть не умеет,
не то что вцепляться в глотку
для него все люди свои,
и нет страшных тайн внутри семьи,
от которой он отводит беды,
сжимая их в красной пасти,
выпуская на ветер
на каждой прогулке
вместе с горячим дыханьем,
веселым лаем.
* * *
Мы поставили время словно киноплёнку
на обратную перемотку,
вернулись те, кто уехал,
умершие сели за наш стол,
срубленные деревья зашелестели листьями...
Вот они все, кто был с нами,
но где же теперь мы сами?
* * *
Ты будешь ждать на краю
всех, за кого в ответе,
тебя будут дразнить дети,
с тебя снимут кожу на барабаны,
а нервы пустят на дверные звонки...
Но однажды в тебя войдёт солнце,
и тобой запоет ветер.
* * *
кому кренделя да медали и прочая мелочь
когда тащит за жабры всякая сволочь
зачем ты надел фуражку и написал что делать
на старом картоне тебе не нужна помощь
они обойдутся костями и эхом собачьего лая
тебе же приятнее ночь среди волчьего воя
и кровь золотого оленя тебя-то я знаю
как брата ведь нас на краю было двое
теперь ты остался один в униформе порядка
зачем тебе эта фуражка и бритый затылок
я вижу твой танец на поле последнего боя
но вряд ли ты вспомнишь что нас на краю было двое
АНГЕЛЫ
Один белый живой туман,
другой черней, чем сама тьма,
сидят на перекрестке в жару,
то в шахматы играют, то в буру,
а играют они на меня,
кузнечиками звеня,
но не закончить игру им
то дождь намочит, то ветер сдует
карты, фигуры летят в траву,
да и я пока что живу,
и придорожной пылью
покрываются их крылья.
* * *
Они жгут
костер из прибрежной ольхи,
если сосна попадает,
пламя краснеет, коптит,
дым становится чёрным,
а если сырая береза
белым как снег.
Они жгут
свой костер
на внутренней стороне
моих век,
и слёзы сохнут
прямо на глазах.
Они жгут
костер из прибрежной ольхи
всю ночь напролёт,
словно читают стихи,
а я
у цистерны
по колено в ржавой воде,
льдины-колокольчики
звенят в моей бороде,
у меня в зубах ключ
от последнего родника,
и сотое имя Бога
написано на руках.
РЕМОНТ
Я стал столяром и плотником,
бетонщиком, электриком, и даже штукатуром,
мои стихи антресоли и полки,
мои поэмы белый ветонит,
деревянные, цементные, гипсовые слова
тоже имеют свои права
на существование:
шурупами ввинчиваются гиперболы,
метафоры связывают трещины,
и нежная, как шерхебель,
стройная, словно шлямбур, женщина
помогает мне двигать мебель.
* * *
В её сне цветет вишня
белые лепестки покрыли землю,
в её комнате Кришна
играет на дудке,
мне там нечего делать,
я, человек пришлый,
сижу на кухне,
ем вишневое варенье,
выплевываю косточки
на собственные черновики:
может, вырастет вишня,
и над землей закружатся
белые лепестки.
* * *
Побелел старый алюминий,
стало коричневым железо,
а чёрные вороны
остались чёрными,
они отражаются в глазах,
садятся на линию взгляда
словно на провода,
они всегда рядом.
Поседела моя борода,
даже душа выцвела,
а чёрные вороны
остались чёрными,
и я не знаю о чём
кричат эти птицы,
смеются они или плачут,
и когда собираются в стаи,
что это значит.
* * *
В кармане у неё волшебная гайка,
а у тебя волшебный болт,
и если ты скажешь: "дай-ка!",
она ответит: "пошли..."
Но если у тебя другая резьба,
значит, парень, тебе не судьба,
иди примеряй к другой,
обычной гайке
с правильной резьбой.
* * *
Разминал разбитые пальцы, воду
пил из железного чайника,
смерть называл начальником,
а жизнь свободой,
и всё болтался по свету
как язык волшебного колокола:
когда гудел наступало лето,
когда молчал время холода.
ДРУГАЯ ИСТОРИЯ
Пушкин спрятал свой пистолет,
покончил с Онегиным, полысел,
вырастил детей и внуков,
и когда ангел на кровать присел,
просто протянул ему руку...
и пошли они вместе вдоль реки,
где дни словно змеи меняют кожу,
где движение крыла и взмах руки
одно и то же.
* * *
Люди-стаканы и люди-кружки
в сумерках бьют по лицу друг дружку,
а когда разобьют свои кружки-стаканы
чем они пить-жить станут?
Когда разобьется в стеклянную крошку
пустое будущее, простое прошлое,
когда останется лишь настоящее,
где живут только люди-ящики,
и этим стеклянным людям
места уже не будет.
* * *
"Расписание поездов
похоже на березовую кору,
особенно когда дождь,
а дождь
такой сильный,
что смывает линии на ладонях,
и нет ни линии судьбы, ни линии жизни,
можно только смотреть, как
по ржавому железнодорожному мосту
идет старик несет в мешке пустоту,
идет мальчик с камнем в руке,
и женщина с мечтами о ребенке
идет под зелёным зонтом,
а дождь стучит по реке,
выбивает из воды пузыри,
в такую погоду
лучше сидеть внутри
избушки посреди леса,
где серыми становятся лисы,
и волки чернеют как головешки,
а люди цвет не меняют
какой бы ни шел дождь",
так я размышлял,
гуляя по мокрой платформе,
и зависел от поезда,
как радуга от солнца,
что надо мной вдруг
раскинулась поясом.
* * *
Они идут на рудники,
а мы простые рыбаки,
мы любим песни сочинять
на темном серебре реки,
у них на касках фонари,
они уже внутри земли,
а мы на лодках неподвижно
сидим от берега вдали,
они в земле как червяки,
их насадили на крючки
простые люди горняки,
и горы тянут плавники,
а мы лишь песни сочиняем
на темном серебре реки.
* * *
Дырявое колесо старую резину
мы катили до самой реки,
дырявое колесо старую резину
поджигали на берегу,
дырявое колесо старая резина
горело красным пламенем
и чёрным дымом,
рисовало в небе каждому своё,
а когда поднялся ветер,
дым, словно бык тяжёлый,
утащил за собой наши судьбы
по мосту из пепла и сажи
на другой берег...
С той поры пахнут гарью
все наши песни.
ПОЕЗД ЕКАТЕРИНБУРГМОСКВА
По проходу заплеванному, залитому чаем,
мой путь словно слово в кроссворде
другие слова пересекают,
а попутчик, развернув на столике газету,
вписывает имена тех, кто едет
в этом старом поезде
с закопченными окнами,
с тараканами и грязными стаканами,
с пьяными стариканами,
с дембелями и зеками,
мамашами, детьми и цыганами...
Проводник спит, и на полустанке
можно войти, но входить некому,
лишь железнодорожник
оранжевым солнцем закатным
где-то внизу маячит,
а я по проходу с чаем горячим,
через разговоры скачу мячиком,
к попутчику, говорящему
что поезд это страна,
и в клеточки вписаны все имена.
* * *
У поэта возраста не бывает
он просто живет и умирает,
а также наоборот:
умрет и живет.
* * *
Мне снится чёрное колесо
резиновое кольцо
в сосновых иголках и муравьях,
когда солнце на нем змея
серебряная чешуя...
Мне снится женщина
по имени Ольга Танкед,
я был с ней когда-то знаком,
она облизывает мои губы
раздвоенным языком,
мне снится сад возле трассы
и ржавый указатель "дорога в рай",
мокрыми от росы руками
мы собираем яблоки,
похожие на камни,
а ещё мне снится кольцо,
чёрное колесо.
* * *
Выпитая банка джина с тоником,
полная окурков, стоит на подоконнике,
и я, похожий на эту банку,
жизнь превращаю в бардак и пьянку:
окурков много, сигарет нет...
но в окно проходят и ветер, и свет.
|