Textonly
Само предлежащее Home

Алексей Александров | Александр Анашевич | Георгий Балл | Шамшад Абдуллаев | Станислав Львовский | Валерий Нугатов | Роман Ромов | Ирина Шостаковская | Жанна Сизова | Александр Скидан | Дмитрий Строцев | Андрей Урицкий

 

НИКОЛАЙ КОНОНОВ

Гений Евгении


              Итак.
              Самое главнное.
              Что надо помнить во время чтения.

              Это вовсе не смешная история.
              Хотя смех, стеклянные брызги веселья, сдавленное хихиканье, мужской гогот, прелестный писк, стоны и тугой, вспыхивающий факелом, краткий общий гвалт, - будут курьезным фоном этого серьезного повествования.
              Ведь эти звуки, сменяясь, нагло наползая друг на друга, пестрели и колыхались театральным задником в углу нашего маленького двора. Будто там разыгрывались сразу в нескольких невидимых черных тарелках репродукторов сумбурные радиопьесы.
              Полую утробу цинкового ведра озарял винтообразный звонок струи.
              Стонала и скрипела плотским метрономом шатучая панцирная кровать.
              Охала человечья утроба.
              Шаркали шлепанцы на кожаном татарском ходу.
              По сковороде скрябали ножом, отдирая пригар.
              Катилась в никуда пустая бутылка.
              С кастрюли сдвигалась крышка как апофеоз.
              И, наконец, провисшая дверь бухала шаткую оплеуху дряблому заспанному времени.

              Все эти расцвеченные пышные ширмы сумбура, из которых заспанной фигуранткой появлялась радостная Евгения, я могу вызвать в себе как дрожащую пневму галлюцинации.
              У самого края моего сегодняшнего безупречно удаленного зрения.
              Когда я от всего этого устранился, то могу перебирать его как золотую луковую шелуху.
              Перетирать в пыль.
              Развеивать.
              И вот мираж, окаймленный ее смешками или пением, стекает к утопическому прошлому, где, кажется, и я тоже должен был счастливо оставаться.
              Навсегда

             ...ее полнозвучная жизнь была окружена только бесполезными и несколько болезненными неагрессивными аксессуарами. Ведь она и сама по себе была податлива, проста и абсолютно проницаема на взгляд и слух посторонних. Но только на первый, беглый и поверхностный взгляд.
              Ведь они, посторонние, не могли никогда хоть как-то ранить ее, заразить или испортить. Не прекрасная молодая женщина, а нерушимый учебный натюрморт в изостудии ближайшего дома культуры или скетч, разыгрываемый в пенсионерском драмкружке при нашем жакте. В смысле простоты и завершенности. Что тут еще прибавишь? Разве что только несколько поучительных историй.
              Начать хотя бы с того, что к двенадцати годам прагматичная мать сочла ее настолько зрелой и развитой, что продала на майский выходной за новую шестипуговичную "подъебешку" безногому инвалиду с первого этажа. Крепкому и злому. Словно оживший обрубок ясеня, валяющийся в нашем дворике. Так что Женина мамаша как порядочная могла выйти за ворота дома номер семь по Глебучевой улице в пристойном плюшевом жакете, не прикрывавшем зада, за что и был прозван неприличным, но метким словом, приведенным выше.
              Но я, конечно, не застал той поры, так как событие относилось к туманному послевоенному прошлому, когда инвалиды как тролли или хоббиты громоздились плотиной у истоков скудных товарных рек. А по улицам ветер носил листву пропавших денег и вороха красивых облигаций.
              Меня еще не было на том бледном свете.
              И меня достигали только потускневшие тени той изустной печальной мифологии невозвратных ценников и неотоваренных талонов.
              Народные воспоминания о временах талонов, карточек, записей и открыток обволакивали все горькое минувшее лечебным сказочным целебным шлейфом.
              Облигации займов отдавались детям, чтобы они привыкали к деньгам, ими оклеивались стены под обои, а самые умные выпрашивали за просто так пачки красивых бумажек у глупых соседей.
              Завершался последний передел невыразимо прекрасных хрустальных и меховых трофеев, которые, впрочем, никого не обогатили и не обрадовали ни мягчайшей теплой мездрой, ни алмазным сопрано баккара.
              Так была ли встреча со страстным инвалидом нравственной катастрофой, поруганием всех сбивчивых дум и дурацких мечтаний?
              Конечно же, нет.
              Просто безногий Приап, роскошный Ксеркс, в алтарной части сараюшки-гаража, где потела и лоснилась голубая обихоженная "таратайка", а по полкам были расставлены всякие маленькие, но очень полезные в хозяйстве лары, со знанием дела тактично совершил то, что через месяц-другой с поспешным хамством произошло бы и без его участия, но совершенно для горемычной неполной безотцовой семьи безвозмездно.
              Так что это был не роковой момент и перемена всего бытия девочки, а простой скучный факт низменного весеннего народного быта.
              Плохо ли, хорошо ли это - судить не нам и не тут.
              Правда, как шушукали потом, мамаше эта "подъебешка" вышла боком в прямом смысле. Через три года она слегла и померла от рака. Долго мучаясь и страдая, и мучая своими муками подрастающую дочь. Та с грехом пополам выползала беззащитной улиткой-переростком из домика дурацкой школы.
              Нет, все-таки без греха, ведь, как станет ясно, грех к ней совсем не прилипал.

             ...задвинув на двух дверях проходной кухни амбарные щеколды, она перекрывала всем ход в сортир минут на двадцать, что дико изводило десять соседствующих семей. Всем вдруг делалось невтерпеж. Ну, просто до буйного припадка недержания.

              Пара ведер горячеющей воды дымится на газовой плите.
              На полу стоит наизготове мелкое цинковое корыто, как бескрылый фюзеляж планера.
              От розового мыла на блюдце восходит химический дух клубники.
              В большом кувшине лоснится дождевая вода.

             ...вымытая Евгения шла к себе, озаряя двор белым сиянием непопираемой чистоты и расточительной свежести.
              Злая Граня с первого полуподвального этажа перестает жевать праздничное куриное крыло в своей норе, глядя на шествие белой Евгении.

              Я запомнил ее выходы на свет из душной сырой кухни.
              С наскоро вымытыми за собой корабельными половицами.
              После бани.
              Словно она не имела ничего тайного, и вся существовала лишь на поверхности самой себя - в колыхание своей плоти, мурлычущей что-то, в смешке "ой-ой простыну", в какой-то удивительной гладкости и целокупности своего пышного стана с полотенцем на голове, и мягких округлых движениях.
              Будто она была и не была одномоментно.
              Будто ее сносили воздушные потоки туда, где она становилась невидимой или вовсе не существовала.

              Белое тело было ее единственным достоянием, которым она могла платить, ибо работала бестолково и переменчиво. То проводницей в областных еле ползучих поездах, где только общие вонючие вагоны. То подметальщицей на метизном заводе в слесарном цеху. Пьянь и грубияны пугали ее, как наглые фавны - заблудившуюся недоступную им нимфу. После ночной смены она появлялась на кухне бледным исчадием. То где-то там еще - уже в полных сумерках и глубокой тишине неизвестности.
              Вершина ее карьерных достижений - продавщица свежего хлеба в голубом ларьке на Неглинной. Но сколько было мук, чтобы сдать квалификационный экзамен. Она тупо смотрела в чужие конспекты, сидя на дворовой лавочке. Сколько волнений перед медицинской комиссией.

              - А если я хоть чем-то там больная, что ж тогда... - по-детски обиженно бурчала она целые дни перед походом в ведомственную поликлинику, где заседал требовательный синклит врачей.

              Только тело ее и выручало.
              В нее влюблялись, за ней ухаживали в меру умения.
              Под ее окном утаптывали глубокими вечерами палую листву вяза, уминали скрипучий снежок, шаркали в летней пыли. Глубоко и безнадежно вздыхали. С волнением выдували в темноту ее имя, как мягкий большой мыльный пузырь:
              - Женя, Жень, ну...
              - Ну чо тебе "ну", ахламон, знаю твои "ну", - ответствовала она ахламонам.
              - Выдь, а, Жень...
              Ну и так далее.
              Бессонная Граня начинала шипеть в темноту из форточки своего полуподвального окна.

              Перед Жениной дверью и под окном всегда валялись окурки, как знаки несостоявшихся свиданий.
              Впрочем, у нее был муж и единственный отпрыск, как капля воды похожий на белокурого красавца-папашу, а это, как известно, не к добру.
              История замужества была недолгой. Длинный Анатолий оказался, как испуганно рассказывала на кухне она, "ну прям психованным". Внешне тихая жизнь с белотелой Женей так на него повлияла, что он в конце первого года совместного тесного бытия оказался в серьезной психушке. И стайка белоперых ангелов спускалась за ним с больничного потолка в искрах электрошока.
              Он рассказывал об этом, сидя на лавочке, проницая взором остекленевшего собеседника.
              Она от него как-то легко отделалась.

              - А коль вдруг ему втемяшится спалить меня с сынуленькой ну или еще там чего,- тревожно рассуждала разведенка вслух, обращаясь к сковороде с подгорающей картошкой.
              Надо отметить, что при всей своей телесной воздушности и легкости, пищу она готовила непременно пережаривая, доводя до "золотистой корочки", до "жара и пыла", жарила, что называется "всласть, до черноты". И все соседи были оповещены духом горелого сала или растительного масла об ее очередных кулинарных кульбитах. Страшнее черных антрацитовых беляшей были только коричневые керамические пескари.
              - Ну и выхлоп у тебя, прям ведьмин гараж, - говорила злая мудрая Граня, прошоферившая всю свою жизнь.

              Итак, они зажили с крохой.
              Точнее, кроха последовательно обитал в режимных грудничковых яслях, очаговом детском садике, загородном интернате для сложных подростков и прочих тогдашних учреждениях нежного государственного призрения.
              Оттуда он приносил прелестные детские тюремные поделки.
              Крохотную гильотину для зеленых помоечных мух.
              Искусный сачок для крупяных и сахарных мышей.
              Большую рогатку для злющих собак и острогу с жестяным навершием для бешеных кошек.
              Все с уютно инкрустированной поверхностью - сплошные шашечки, звездочки, крестики и косые рябые засечки...
              Замостыркам преувеличенно и заискивающе умилялся весь наш двор.
              Насельники будто понимали, что когда-нибудь казнят и их. Так пусть хоть красивыми орудиями.
              Их щупали и гладили, как непонятные письма от слепых, выдавленные и наколотые диковинной азбукой Брайля.
              Добрые соседи подобострастно, почти кланяясь, отдавали инструменты юнцу и ставили умелого живодера мне в пример. Ведь я не мог ничего такого толкового вырезать, выпилить и, тем более, выжечь. Пустобреха Тобика и старую облезлую Муську на всякий случай заманивали чем-то вкусненьким домой.
              Но хозяин Тобика через некоторое время горько сокрушался о судьбе пары возлюбленных черных рыбок-телескопов. Их безглазыми, поруганными телами с вырезанными чем-то очень острым звездами на боках потрясала очкастая подслеповатая Граня над ссутулившейся от страха кошкой. Хотя язычница Муська уж точно не могла подвергнуть их столь жестокому ритуальному умерщвлению.
              Дело Бейлиса замяли. Ведь никто никого не поймал за окровавленную руку. Ведь так?
              И первая оторопь спустилась в тот ласковый вечер на наш дворик.

              Вообще-то надо признать, что, если бы не он, то мой эдипальный анамнез был бы осложнен куда в более значительной степени.
              За свои короткие набеги на выходные к маме Жене он многому успевал меня научить.
              Мы ведь тогда общались. И эта дружба вызывала жгучую ревность у моих родителей.
              Но история совсем не об этом.
              Она, в основном, о простой кулинарии пережаренной праздничной еды и несложном покрое тщательно оберегаемой вульгарной одежды, о простых приемах прямодушного ухаживания и еще более очевидных способах любви и страсти.

              Дело в том, что лестница в семиметровое Женино гнездовье на втором этаже завершалась совсем маленькой, словно насест, верандой, лихо сбитой из тонких досок внахлест, и я много чего узнал и услышал, припадая к щелям этого жалкого убежища, куда была всунута офицерская кровать, то ухом, то оком, то носом.
              Торцевая стенка, вся в сучках и задоринках, выходила на крышу невысокого сарая.
              Подняться на сарай совсем не составляло труда.
              И вот об этом-то и пойдет дальше речь.

              Легко представить затхлое вечернее желе воздуха, заливающее каморку. Затхлое потому, что там справляют веселую малую нужду в пустое ведро из жести самой подходящей отзывчивой пробы. Не унимая тихого неразборчивого пения или просто мурлыканья.
              Мне видны были только мягкие плечи женщины, вэ-образный вырез легкого прекрасного платья, голова в бигуди под газовой косынкой и выбившиеся светлые прядки.
              Мне слышно как скрябает нож по сковороде, отдирая нагоревшие торосы еды. Что же там? Макароны? Гречневая каша? Картошка?
              Мне совершенно безразлично выражение ее лица при этом, я не желаю это видеть.
              Я никогда не подозревал ее в обжорстве, неопрятности, скопидомстве и прочих мелких бытовых грехах. Я вообще воспринимал ее как чистый образ какой-то телесной щедрости. Образ, которому соприродно лишь легкое и здоровое безупречное бытие. Все темное простиралось где-то там, за границами моего зрения и, следовательно, разумения.
              С тазом, полным разнокалиберной, посрамленной посуды, наваленной звенящей грудой после ночной пирушки, Женя шествует через весь двор.
              Будто она несет дары, чтобы совершить жертвоприношение.
              Она прелестна, потому что не знает, что на нее смотрят.

              Как она делила вольер крохотной комнатки, когда на выходные и праздники туда подселенцем заявлялся подлец отпрыск, маленький саблезубый хищник, научивший меня этому сладкому детскому вуайеризму через тонкий лучик сквозь каверзу сучка? Это совершенно непонятно.
              Он громким шепотом, улыбаясь, осклабив ровные рекламные резцы, повествовал, глядя мимо меня, как они там "все" спали на одной койке по-походному.
              Кто "все"?
              Как "по-походному"?
              Это когда он - у стенки, мамка в середке, и гнусный, весь покрытый волосней хахаль-ухажер, третьим, с края, чтоб свободно покурить среди ночи. Офицер, понимаешь ли! Спальное место на веранде в теплую пору года обычно бывало тоже занято. Подругой или еще кем-то.
              "Остонадоели суки мне своими трахами долбаными!"- жаловался он, сверкая звериными глазами.

              Но больше всего мне нравилось, когда Евгения просто одиноко стояла, заняв большую часть моего зрительного поля, ограниченного сучком. Почти не шевелясь в дряблом вечереющем свете. Как изумительное видение, равное робкому свету, который ее пестовал.
              Она будто левитировала посредством его слабеющей силы, почти просвечивая.
              Я видел что-то сквозь нее. Будто она была изношена, но не как носильная вещь, а как сезон, время года, как ритуал, повторяемые бессчетное количество раз, и поэтому уже светла на просвет.
              Будто я сумел спуститься по течению ее смутной и одновременно прозрачной незатейливой жизни. Ничего там не обнаружив, так как не свидетельствовал ничему.
              Я проницал ее женскую суть, ведь она совсем не задерживала моего взора.
              Иллюзия присутствия и свидетельство невозможности...
              Я чувствовал себя маленькой белкой, взглядывающей на образы опасного мир из уютного овала крошечного дупла.
              В мультипликационном сочном лесу, где все кончается хорошо.
              Будто я жил этой ее прозрачностью.

              К ней частенько заявлялась нарядная похабно накрашенная подруга. С одним, реже с двумя мужиками. Совершенно ущербная и корявая голенастая дылда рядом с нею. Словно выкорчеванное корневище.

             Они с Евгенией в любое время года в легких еле запахнутых халатиках по несколько раз за вечер бегали в главный туалет, минуя весь двор. Стыдливо, как-то сдавленно смеясь, курлыкая, бултыхая какими-то фельдшерскими аксессуарами в детском жестяном ведерке для песка. Как заигравшиеся во врача девочки, которых бдительные взрослые прогнали из песочницы.
              Быстро и стремительно, как вилиссы во втором акте Жизели.
              Я видел и слышал через микроскопический окуляр также и их жаркие упражнения с могучим голым кавалером. На гвозде висел китель, пиджак или спецовка, и я считал звездочки на погонах или пуговицы. Но Евгения всегда светилась не то что бы невинностью, а уж невиновностью точно. Ее словно вовлекали во все эти игры насильно. Обманным путем, когда отступать было некуда. Будто она поддавалась только потому, что была не в силах отказать в любезном приеме своим гостям. Будто так было положено по сюжету. Ведь не идти же ей ночевать из своей собственной комнаты во двор, на улицу.
              - Тише! Тише! - невидимо шелестела она из-под навалившейся ухающей мужицкой горы.
              Вообще-то они мне казались персонажами другого далекого мира. Словно микробы. И я, не видя их, еле сдерживал взволнованное дыхание, боясь заразиться какой-то особенной неизлечимой моровой язвой, бегущей по воздуху от них ко мне. Я не хотел быть на их месте, я хотел, чтобы мне никто не помешал смотреть и плавать в мутном воздухе вокруг них уксусной мошкой.
              Из темного кислого мира другой невидимый голосок подруги лепетал в низком регистре:
              - Ах, у меня, у меня какая вот уха!
              Что за "уха"? Может быть, "ухо"? "Потроха"? "Чепуха"? "Шелуха"?
              Этого списка рифм не расшифрует теперь никто.

              Вообще-то Евгения больше всего походила на черно-белую фотографию невесты. Особенной невесты, которая еще и не жена, но уже вдова, как-то одномоментно. Ее словно сняли в гордом одиночестве. Стоящую в полный рост, облокотившуюся на высокую спинку пустого конторского стула. Словно на прошедшее время, которое каким-то непостижимым образом одеревенело. На фоне романтических складок вульгарного тюлевого занавеса. В некоем волшебном ателье.
              Я ведь только теперь понял ее особенный брачный статус.
              Я только сейчас догадался, в каком она пребывала супружестве.
              Она была замужем за пустотой.
              Так как ей вообще-то никто не был нужен.
              Никогда.
              И, в сущности, она пестовала пустоту.

              Ее отпрыск подрастал, матерел, становился яростным красавцем и готовился к более серьезным испытаниям, чем те, что предлагала ему простая жизнь простых учебных заведений.
              Он с наслаждением поворовывал, превращая реквизированный у многочисленных соседей товар в мелкие деньги. Может быть, так и следовало поступать, ведь даже на мой взгляд воспитанного терпеливого "хорошего" мальчика, этих соседей и их всяческих вещиц, вещей и предметов был явный переизбыток.
              Помогала ему и руководила им, как выяснилось гораздо позже при трагических и диких обстоятельствах, инвалидова вдова, разъезжавшая по стихийным барахолкам на таратайке покойного ветерана.
              В слезах раскаяния она, размазывая сопли вперемешку с павианьим гримом, люто причитая, она отчаянно орала оперным речитативом, что всю свою жизнь, всю свою жизнь люто, ой как люто, ненавидела Евгению. И прощения ей за эту нечеловеческую ненависть не будет. Ненавидела эту успешную молодую стерву, девку, блядь, соперницу, двенадцатилетнюю одалиску на ложе своего усеченного безмерно любимого прекрасного императора, царя, повелителя, Ксеркса. А ведь он был таким человеком, таким мужем, когда-то целым, когда-то с руками-ногами. Ведь он мог все, и это всем известно. И был добр. Ой, как добр он был! О! И потому-то она втихую развивала в крохе самые наилучшие качества. Это была ее месть, женская жестокая, безжалостная, растянутая на долгие годы месть, полная мстительной сласти и невыразимой словами отрады!
              Но раскаяние к вдове пришло слишком поздно.
              Когда по-настоящему все пропахло жареным.
              Так что платить за ту самую плющевую материну подъебешку пришлось Евгении - в кредит, долго и дорого.

              Когда прекрасный белокурый эфеб возвращался из интерната на вакации, соседи в тусклой тоске перед неумолимым пересчитывали и помечали предметы добра.
              Но на этот раз процарапанный и подписанный кухонный скарб оставался цел, а исчезал заграничный галстук с мартышкой, любимый, дорогой, единственный не только на всю улицу, но и на город, да и на бери шире - на страну.
              Или, хуже того, вообще ни в какие ворота, - еще приличный, лишь однажды перелицованный пиджак из немецкого габардина "цельволь" и не очень старый прорезиненный, тоже импортный, плащ-дождевик.
              На них ведь не процарапаешь номер квартиры и не подпишешь тупыми инициалами с точками, как ведро, чайник, выварку или горшок.
              Я видел сам, как бесстыдно снятый с гвоздя и унесенный синий, как море, замечательный дождевик при передаче некоему поганому типу возле самых наших ворот выпрастывал будто в тоске сухие рукава и с бумажным хрустом норовил вывернуться из скатки, как эпилептик.
              Мне видится до сих пор выразительная сцена. Выразительная настолько, что я не знаю, видел ли ее на самом деле.
              Купюра, перешедшая в руки красавца, разглажена, перегнута и погружена в тесный карман наимоднейших клешей. Самым бесшабашным естественным жестом. Зажатая двумя пальцами. Между средним и указательным.
              На голословные обвинения, возмущенные крики и зычные отчаянные угрозы Евгения мирно ответствовала неудовлетворительную ерунду, не смотря в яростные глаза толпе, извергающей проклятия. Она понуро обращалась в темный угол низкой загаженной кухни. Там в синей жестяной коробке обитал электросчетчик, как боженька, взирающий на растрату энергии нашей наиглупейшей жизни.
              - Господи, и чего ж только на белом свете не бывает.
              Она не зря молвила "на белом", ибо, вероятно, уже догадывалась свои мутным умом и о свете совсем другого колера.
              - Этого на белом не бывает!!!! - шамкая, орала ей древняя, как рок, как экстаз наказания, Граня, вырулив на полколеса вперед, как корифейка античного хора.
              - Не бывает! Не бывает! Не бывает... - скандировал нестройный амфитеатр опозоренных дураков соседей.

              Парень стал лютовать.
              До нас доползали низким дымом глухие темные слухи.
              Словно жгли помойку на соседней улице.
              Но вот вопрос: смывал ли он с острейшего лезвия финки засохшее пятно крови? Где-где смывал? А под пипкой медного крана на нашей кухне.
              Вдова сама видела.
              Чьей-чьей такой красной засохшей крови?
              Конечно, безвинной жертвы.
              Или вот еще один вопрос, пострашнее первого: не оттирала ли Евгения обшлага и лацканы его битловского пиджака от липкого мозгового вещества невинно укокошенных обухом или кувалдой?
              Вообще-то, вряд ли, - рассудили соседи. Не очень-то похож наш фраер-фраерок на смертоубийцу. Они совсем другой, уж совсем звериной породы. А этот хоть к матери иногда приходит. Носит ей то да сё.
              Но ведь восхитительная финка, которая всем была хороша, еще с той войны, и топор, которому вообще триста лет сноса не будет, и абсолютно незаменимая в хозяйстве кувалда пропали.
              Просто в один миг.
              Вот - были еще вчера в среднем ящике буфета, в углу сарая, в бардачке для инструментов.
              А вот и ищи-свищи - нет...

              Но водку с полустертым чернильным штампом какого-то там буфета по дешевке или там сахарок в газетных кульках примерно по кило, Евгения, бывало, и предлагала добрым соседям.
              А кто же из нормальных людей откажется от недорогого хорошего товара?
              И в скором времени, посреди холоднющей зимы, когда побелела инеем верхняя петля входной двери, прекрасный статный белокурый парень, никогда не носящий шапку, исчез из поля зрения на два с половиной года.
              Жизнь насельников нашего дома снова потекла в привычном русле. От выходных к выходным. От зимы к лету.
              Сидельцу даже собирали сердобольные посылки всей кухней. Папиросы, пряники, исподнее, пластмассовую расческу, книжку почитать, чай, конечно. Жалко ведь. Тоже человек все-таки.
              Фанерный ящик с добром отдавали Евгении.
              Она якобы посылала все это в дальнюю исправительно холодную даль.
              Но, собранные, пожертвованные предметы иногда возвращались.
              Ведь зачастую люди не догадываются, что все жертвы совершенно напрасны.
              По большому счету.
              Но кто же считает по большому?
              Возвращались не по почте, конечно. А совершенно другим путем, когда о них, пожертвованных, и позабывали. Словно видения - то выразительной зеленой расческой в руках очередного Евгеньиного ухажера-хахаля. То постиранными трусами на Женькиной веревке. Происхождение трусов, так сказать, порт приписки вдруг признала Граня, сорвала с прищепок сатиновый флажок и утащила к себе.
              Женя, сидевшая с кулечком тыквенных семечек на лавочке, не сказала ей при этом ни слова.
              Будто ничего не случилось.



              2

              Ровно в срок посреди лета он вернулся.
              Уже не человеком, а белокурым, но потемневшим с исподу, неистовым гением.
              Полным неуемных сил, как заведенная на сто оборотов пружина в жестяной детской тарахтелке.
              Но было как-то ясно, что изнутри он стал совершенно тёмен, может быть, даже чёрен.
              Что он вот-вот сорвется. Так как, не взирая на прекрасный облик, совершенно изношен изнутри.
              Закружится, как дервиш, все быстрее и быстрее.
              В сумерках кухни, куда он изредка заходил, от него исходили тусклые еле видимые лучи и медленно стекали скользкие пунктирные искры.
              Граня поскользнулась, неся сковородку с шипящей глазуньей, объезжая его на совершенно ровном, хоть и не очень чистому полу.
              - Начадил тут нам, Ихтиандр херов... - тихо шипела она заклинание жирной тьме короткого коридора. Глаза ее за линзами в плюс сто пятьдесят диоптрий прожигали шкафы.

              Красавец, походил челом и гибкой изысканной статью на молодого киноартиста Коренева. Только тот брюнет, а это блондин. Влажные зализанные патлы, подбритые в косой угол баки, развратные мутные глаза, ленивая, но целеустремленная походка на кошачьем ходу, ну и т. д.
              Папиросу он действительно никогда не выпускал изо рта, как дыхательную трубку акваланга. Словно не мог уже дышать иным способом в нашем презренном совершенно чуждом ему убожестве.

              Все соседи как-то приумолкли, перестали ссориться и ябедничать друг на друга.
              Они словно почуяли какой-то тайной железой, которая глубоко есть в каждом человеке, но до поры до времени спит, что жить ему в людской среде оставалось совсем недолго.
              Что ему вообще вышел срок.
              И нужен лишь особый день и час, чтобы все сложилось или умножилось.
              Чтобы он окончательно перешел в другую среду, непредставимую обычному людскому ограниченному уму.
              А пока его надо просто терпеть.
              Он по-прежнему где-то там туманно обитал, заявляясь редкими вечерами к матери якобы лишь затем, чтобы провести с ней по-сыновнему, по-прежнему ночь в тесноте. И чтобы все констатировали, что по большому счету ничего не изменилось и его конец не за горами.

              Поздно вечером я вышел на кухню поставить чайник на огонь.
              - Если баба, погодь, дай ополоснусь, - молвило его тело, обращаясь к нашей хлопнувшей двери.
              Он мылся, широко расставив гончие ноги, отклячив белые блестящие ягодицы, прогибая сигмой тощий стан, чтобы как-то залезть под струю ледяной воды, текущую из крана. Лужа мыльной воды бесстыже растекалась по всему полу. Стоя ко мне спиной, он неторопливо вытирался белым вафельным полотенцем. С таким стягом можно было капитулировать. Гладко зачесывал назад кучерявые волосы. Одевался.
              - Женька уберет, - сказал брезгливо он, преступая мокреть. Через некоторое время, попадая во второй носок, поправился, - мать подотрет.
              - Мать, говорю, - как-то странно каркнул он, будто уже не мне, а себе самому.
              Со мной он уже не разговаривал, только здоровался. Надменно протягивая узкую ленивую не мужскую ладонь, говоря всегда одну и ту же фразу: "Зяма, пять". Я стал зямой.
              От дымчатой, словно размытой татуировки, видимой в вырезе его наимоднейшей, в стиле "либерти" рубахи, шел темный манящий свет.
              От зрелища звездного каталога, испещрявшего его гладкую тускло блескучую эпидерму, было невозможно оторваться.
              К его коже хотелось прикоснуться.
              Как к раскаленной подошве утюга, сплюнув на палец, чтобы тут же отдернуть руку от зашипевшего, какого-то не плотского тела.

              Когда он приходил, точнее, заявлялся откуда-то, как укор всему живому, Евгения затихала, ожидая, как поется в тревожной русской песне, чего-то. И ее страшное молчание разливалось темной, еще непроявленной угрозой.

              В эти дни она оставляла везде тяжелые незримые следы, когда обычное ее существование виделось мне абсолютно бесследным.
              Она с трудом проживала день.
              Она будто в нем увязала, как пчела в патоке.
              - Господи, если б я знала, если бы я это знала, - услышал я, проходя сквозь кухонный чад, обрывок ее темных бормотаний.
              Она не могла никак дождаться закипания чайника, - вода в нем никак не хотела даже гудеть.

              Гнетущая тишина стекала из их окошка со второго этажа во двор, становящийся от молчания войлочным. И эта тишина все вытаптывала, как отара немых овец.
              Казалось, что дню, насилу подбирающемуся к вечеру, не будет конца. Так как все уже проживали его когда-то, во сне ли, наяву, просыпаясь в ужасе и холодной испарине. Проживали, не оставляя в нем следов своей жизни. Когда и как? Зачем? Бог весть.

              То, что произошло в ночном времени, не поддается описанию, обитает в тени кошмарных догадок и нелепых домыслов, досужих случаев из жизни других людей, абсолютных чужаков, каковых я не наблюдал рядом с собою никогда.
              То, что я услышал своими ушами, принадлежит к разряду диверсии и попранию основ жизни.
              После этого что-то происходит.
              Хотя бы должна была опасть вся листва с вяза, что выпрастывал свои мощные старые ветви к ним в окно.
              Я вышел выгулять своего пса. На старости лет верткий кобелек стал толстой хриплогласой капризной дворнягой с развившимся косым хвостом. К тому же слаб мочевым пузырем. Но самое главное - очень грустным.
              Вот простой диалог, не значащий почти ничего.
              Он стекал мутным киселем из их раскрытого единственного окна во двор, прямо на Чапика, брезгливо нюхавшего жалкую траву, и на меня, стоящего рядом с Чапиком.
              Она в полной темноте просила его о чем-то.
              Он сонно или томно что-то тихо отвечал.
              Она говорила громче и раздраженней, требовательнее, неумолимей, жарче.
              - Да на, Женька, ты меня достала, я с тобой охуел, ты мне спать не даешь. Ты для чего меня родила? А, отвечай-ка, для чего? Для поебени? Значит, для поебени...
              - Ну еще раз...
              Дальнейшая карусель звуков не оставляла сомнений в том, что между ними происходило.
              Кем они были друг другу.
              Да и могли ли они быть кем-то другим, чем были.
              Что еще целое могли они составлять.
              И мой ум, в отличие от моего сердца, не обвиняет их, не осуждает их союз, находящийся там, куда не простираются ни грех, ни кошмар, ни ужас.

              3

              Большая, запахнутая в розово-синий фланелевый халат, со сковородой в руке, в кожаных шлепанцах на босу ногу, она пробирается через притихший двор, угрюмо глядя себе в метре перед собой.
              За ней - с прикушенной сигаретой, в тугих клешах и яркой рубахе, распахнутой на татуированной груди, с кастрюлей в руках следует он.
              Прищурившись, он оглядывает двор.
              Как страж.
              Как непомерная прекрасная цена, которую она платит неизвестно за что.
              Оба они красивы, но так по-разному.
              Она - как безмолвная модель, покинувшая мастерскую скульптора, где ее только что вылепили. Как горький слепок с себя вчерашней, полной звуков, смешков. Как выемка или полость, которую уже ничем не удастся заполнить.
              Он - просто чистейшая плоть, формула вещества тела, неизъяснимо содержащее в себе что угодно - страсть, муку, происшествие, угрозу, но очень мало субстрата жизни, будто что-то из него изъято. Или у него. Он - словно бумага, свернутая в тугой жгут, могущий загореться сам по себе.
              Он выходит из кухни и садится на лавочку. В углу его рта тлеет папироса.

              То, что произошло дальше, некому подтвердить или опровергнуть, так как свидетелей не было.
              Я видел только коробок спичек, некрупное горелое пятно на лавке и загаженную непонятно чем почву.
              Одним словом, она сожгла его.
              Спалила.
              Хватило литровой банки бензина.

              (пауза)

              Совершенно излишняя смешная мизансцена.

              Разворачивается в низкой похабной кухне, опять-таки почти без свидетелей.
              В кухне всегда горит глупая жирная лампа в сорок пять ватт.
              Так что время суток совершенно не важно.
              Длина мизансцены измеряется несколькими ненужными репликами и имеет ширину одного яростного неоправданного действия, произведенного двукратно.


              Край того же дня

              Граня говорит свистящей конфорке:
              - Ну, он небось сам по себе аж заполыхал.
              Вдова шипящему крану умывальника:
              - Я бы на Женькином месте прям белые руки на себя тут же и наложила бы.

              Вдова и Граня разворачиваются на сто восемьдесят градусов и неотрывно поедают друг друга глазами.
              Проходят тридцать лет и три года.
              Но задом наперед.
              - Ты уже наложила, ох как долго гореть будешь!
              Наконец, набрав полную грудь горючего воздуха, волшебно помолодевшая прекрасная юная Гранька плюет в раскрашенную кошмарную харю исчадия, будто хочет погасить ее пылание или разжечь еще сильнее.

              Расстояние между плитой и умывальником - обычно менее двух с половиной метров - не может больше оцениваться в привычной метрической системе.


Николай Кононов родился в 1958 г. в Саратове, окончил физический факультет Саратовского университета, а затем, в Ленинграде, аспирантуру по специальности "философские вопросы естествознания". Преподавал математику в школе. Основатель (1993 г.) и главный редактор петербургского издательства "ИНАПРЕСС". Пишет стихи и прозу. Публикуется с середины 80-х гг., первая книга стихов - "Орешник" (Л., 1987). Изданы 4 книги стихов и роман "Похороны кузнечика" (СПб., 2000, вошел в шорт-лист Большого Букера 2000 г.). Публиковался в журнале "Новый мир" и многих других. В мае 2000 г. рассказ Н.Кононова "Воплощение Леонида" ("Новый мир" #3, 2000 г) занял второе место на cетевом литературном конкурсе "Улов".

Страница Николая Кононова на "Вавилоне"