Роман ВОРОНЕЖСКИЙ


        Мария и сокел

            На холме стоит королева Мария и стремительно смотрит ввысь. На руке королевы Марии сидит птица сокел и тоже смотрит ввысь. Вдруг сокел срывается с руки королевы Марии и несет в дальние страны записку от королевы Марии. Он кружит над глобусом земли, зорко выискивая адресата. А королева Мария загадочно смотрит на волны под холмом. Неведомая иному ихтиологу рыба плеснет хвостом и скроется в глубине. Но вот звучат обеденные фанфары, и королева Мария скрывается в своем замке. И оттуда доносится жадное чавканье. А вечером она гуляет по дворцовому парку, и хрустят под ее легкой ногой оброненные кем-то пенсне. Шумят листвою неясные в темноте своей молекулярной структурой деревья. Ночь вступает в свою партию. Мерцают звезды, как шрапнель. Королева Мария представляет, как летит птица сокел, с гордым клювом... дай-ка я тебя потреплю за щечку... И тебя, Мария, тоже потреплю за щечку... Ой, какая холодная щечка. Какая мягкая, ух ты. Мне так нравятся твои щечки, Мария. И твои щечки, сокел, тоже очень симпатичные.


        Страшная сказка

            Ночь была жаркой.
            Троглодит Иванов сидел на кухне и ел борщ, поглядывая на часы. Большие японские часы Citizen, висящие на стене, показывали два часа. За окном завывала сигнализация стоящего под столетним дубом катафалка. Где-то в квартире скрипнул паркет. Иванов насторожился. По радио передавали похоронный марш. Под его мрачные звуки Иванов взял свечу и вышел в длинный темный коридор. На улице истошно завыла собака. Тусклое пламя свечи обнажало перед Ивановым паутину и разбегающихся пауков. Иванов шел по коридору туда, где, как ему показалось, скрипнул паркет. Он дошел до конца коридора и зашел в комнату, но вдруг... Но вдруг что-то большое и черное накинулось на него и принялось душить. Во тьме блеснули клыки чудовища. Оно угрожающе рычало. Иванов ударил его подсвечником. Свеча погасла. Пытаясь удерживать зверя одной рукой, другой рукой Иванов искал выключатель. В сдавленном рычании и звуках борьбы прошло несколько минут. И, наконец, вспыхнул свет. Тотчас же чудовище кинулось к кровати и залезло под одеяло.
            – Ты чего не спишь? – спросил его Иванов.
            – А ты чего?
            – Я что-то есть захотел, разогрел себе борщ.
            – А на завтра там осталось?
            – Да.
            – Ну, тогда – спокойной ночи.
            – Спокойной ночи, – ответил Иванов, выключил свет и пошел доедать борщ.


        Лето

            Тепло. Хорошо. Цветут лютики, растут ягодки. Милые трудолюбивые пчелки мелькают, как шрапнель. По поляне бежит за бабочкой барышня с сачком в руках. Небольшая экскурсия детей прет с утренника на гербарий. А барышня уже почти догнала бабочку. А дети все прут и прут напролом. А бабочка все ближе и ближе. Барышня пыхтит, сачок мелькает. А дети прут, прут. А до бабочки уже два метра, один... Барышня бежит, старается, сачком машет. А дети напролом прут. И вот уже полметра до бабочки. Еще чуть-чуть... Дети прут... Барышня настигает бабочку, замахивается сачком и

            ХЛОПППППППППП!!!!!!!!!!!!!!

            Всем привет.


        Из записок одного писателя

            Каким словом надо начинать рассказ? Можно сказать:
            Однажды из дома...
            А можно:
            Семен Семеныч проснулся...
            Или, скажем, так:
            Высокая грудь Евдокии упруго манила к себе алыми пятнами сосков...
            В любом случае это будет неправильно. Потому что для того, чтобы написать рассказ, нужно придумать, о чем будет этот рассказ. Нужно обозвать героев, обозначить место действия и вести главного от завязки до развязки и финала через кульминацию, применяя гротеск и встряхивая время от времени руки. Нужно продумать все до мелочей, а то получится так, что героиня едет на велосипеде, а потом оказывается, что она одноногая. Мозги рассказчика должны внимательно следить за ходом своих мыслей. Если ты придумал одноногую, значит, на велосипед ее сажать нельзя. А если уж ты посадил ее в самом начале на велосипед, то, чтобы сделать ее несчастной и одноногой, недостаточно это сказать, прежде нужно уронить ее под трамвай.
            Слава Богу, что я не занимаюсь этим муторным делом.


        * * *

            Хочет Володя сорвать грушу с дерева, а груши-то на дереве нет. Но Володя все равно очень старается. Но не получается у него сорвать грушу с дерева, потому что нет на этом дереве груш. А Володя скачет вокруг дерева, подпрыгивает, пытается достать грушу. Но не получается, и никогда не получится, потому что нет на дереве груши. Володя этого не понимает. Он прыгает, и будет прыгать, и совершенно зря. Володя очень старательный мальчик, он так высоко уже прыгает, что, наверное, достал бы грушу, если б она там росла. Но она же там не растет. И чего, спрашивается, прыгать? Но он будет прыгать, мы знаем.
            Этот Володя – наше тяжелое наследие. Типичный пример человека, уверенного, что делает все как полагается. Очень глубокая мысль. А бывает, человек прыгает, заведомо зная, что у него ничего не получится. И вот что интересно: если он знает, что на дереве груш нет, но все равно прыгает, то про него скажут, что он дурак. А если на дереве есть груши, а человек – инвалид, не имеет рук и все равно прыгает, зная, что не достать ему эту грушу, то про него скажут, что он герой. Это тоже очень глубокая мысль. Все же лучше иметь две руки, две головы и одну ногу. То есть две ноги, две руки и одну голову. И ходить этими ногами на рынок. Брать там двумя руками груши, а потом запихивать груши в голову. Еще неплохо бы иметь зубы и документы на их ношение. На рынке часто спрашивают документы, особенно если ты похож на кавказца или вьетнамца. Так что голову лучше всего иметь европейского типа. Еще желательно быть при деньгах. Решительно не советую, отправляясь за грушами, брать с собой супругу – очень быстро устанете, вернетесь поздно и без денег.


        Русская техническая интеллигенция

            Сочетание этих слов вызывает в памяти образ железнодорожного инженера в белом пиджаке с петлицами, обедающего на веранде с женой в шляпке и с детьми, одетыми в матросские костюмчики. Инженер читает "Правду" и решает важнейший вопрос: сбежать от большевиков или остаться и работать на родине. Кто-то сбежал. Кто-то остался, за что и поплатился своей головой, головой жены в шляпке и головами детей в бескозырках... Что-то больно мрачно получается. Ну да ладно, что было, то было. Нас же интересует настоящее замечательной нашей р. т. и. Какая она? Чем живет? О чем мечтает в наше смутное время? Как человек, работающий в самой гуще технической интеллигенции, в крупной российской корпорации, докладываю:
            Представители р. т. и. действительно интеллигентны, вежливы, аккуратны. Они всегда думают только о работе. Жарко спорят на лестничных перекурах и за чашкой кофе в буфете. Проводят совещания, конференции, ездят в командировки. Люди эти живут, как правило, в достатке, имеют дачи, машины. Подавляющее большинство из них – мужчины, главы семейств. В общем и целом, современная русская техническая интеллигенция очень похожа на свою предшественницу начала нашего века. Но есть все же одно отличие. Отличие на первый взгляд небольшое, но значительное, которое поможет нам понять сущность современной русской технической интеллигенции.
            Они воруют щеколды с дверей кабинок в общественных туалетах! Клянусь вам. Больше некому. Я в этом здании уже шесть лет. И на протяжении всего этого срока, регулярно, две недели в месяце с дверей кабинок кто-то сворачивает замочки. Видимо, для дачи. Через некоторое время приходит дядька в спецовке и привинчивает новые, но в следующем месяце история повторяется.
            Вот, собственно, такая единственная отличительная особенность, присущая современной русской технической интеллигенции, про которую я и хотел вам рассказать.


        Методичка

            Для того чтобы снять копию с листа, возьмите оригинал и чистый лист бумаги. Затем оставьте их наедине, желательно на всю ночь. Для ускорения результата рекомендуется заранее приобрести шампанское и свечи. Оставьте это все в вашей квартире и приходите утром, но не слишком рано. Через восемь-десять месяцев вы получите копию. Если копия слишком светлая (семь месяцев) или темная и размазанная (одиннадцать месяцев), наберитесь терпения и попробуйте еще раз.


        Телевизор и другие
        (типичные дневниковые записи)

            Голая девка в ванне посередине прерии томительно водит по себе губкой. Режиссеру за воображение три с плюсом. Звукооператору четверка – музыка не вызывает протеста, хотя могла быть и получше. А вот и стриптиз показывают. Первая участница похожа на продавщицу в магазине. Она снимает рубашку, будто одолжение делает. "Хорошо, я отрежу вам полкило вырезки". "Четыре предмета было на девушке, и сейчас на ней, как мы видим, ничего нет", – говорит комментатор. Видимо, стриптиз транслируют по радио.

        *

            Кто-то считает, что жизнь только начинается. Кто-то считает, что жизнь прошла. Кто-то еще добавит – "не удалась". И все они одного возраста. Двадцать с небольшим. Я этот возраст хорошо знаю, сам оттуда. Там все такие.

        *

            Вас никогда не уговаривала восьмилетняя девочка купить куклу? Нет? Вам крупно повезло, сейчас я научу вас, что делать в этом случае. Дайте ей деньги и запустите в магазин. А вечером, когда она устанет выбирать себе куклу и заснет, прислонившись к прилавку, заберите деньги и отнесите ее домой.

        *

            Вышла новая зубодробительная повесть Станислава Кишинева "Ураган-2". В продолжении этого ломовейшего литературного произведения талантливый автор описывает навороченные похождения Виктора Ската, который, выжив в эпохальном финале предыдущей передряги, пускается на новые, смертельно опасные авантюры. 450 страниц. Твердая обложка. Все падежи согласованы. Закругленные края. Легко умещается в кармане. Спрашивайте в электричках Московской области, куда катится наша литература. Вам скажут.



Очень короткие тексты: В сторону антологии. – М.: НЛО, 2000. – с.116-121.
Впервые – персональный сайт Романа Воронежского.
Текст "Лето" – ж-л "Новое литературное обозрение", вып.38 (1999).


  Еще этого автора  
Дальше по антологии   К содержанию раздела
  Современная малая проза  

Copyright © 2004 Роман Воронежский
Copyright © 2004 Дмитрий Кузьмин – состав