СОЛОДОВ и персонажи

Семья Рундадаров

Проза


    Соло: Журнал литературных дебютов.

      Вып. 22. - М.: Новое литературное обозрение; Русский ПЕН-Центр, 1998.
      Редактор Александр Михайлов.
      Обложка Адольфа Гольдмана.
      ISBN 5-86793-040-8
      c.54-71.
      Рубрика "Дебюты"



2

Проснулся я на кухне. В углу. На скамье у стола.
Слышу - Олег, Ивченко и Бабай тоже здесь - рядятся, кому идти за пивом. Приоткрываю глаза - что удивительно, Олег и Ивченко - в утреннем полумраке - сидят за шахматами.

    Бабай (Ивченко). Голова-то ничего, а вот экзистенция... Болею я, брат.
    Ивченко (мямлит, оправдывается). Шура, ну мы бы пошли, но мы же не можем бросить партию...
    Олег (смотрит из-под козырька ладошки на доску). Саша - объясняю: мы сейчас как раз разыгрываем партию Макарова и стоим в позиции "двойной эндшпиль"...
    Бабай (внезапно мрачнеет - качает поджатыми губами). Другого ответа я и не ждал... (Стоит в дверях, ссутулившись, выразительно, с тихой укоризной, подымает большие глаза.) За что вы все меня ненавидите? (Потоптавшись, уходит.)
    Ивченко. Вот, не может не бабайствовать... Кстати, а где ты эту позицию взял? В каком-то журнале?
    Олег. "Сельские шахматы" за 84-й год.
    Ивченко. Слово-то какое придумал... "двойной уленшпигель"...
    Олег (встает из-за стола). Придумал! Эх, ты! Это термин такой. А я смотрю, ты и играть не умеешь... (Подходит ко мне, рассматривает - у меня прикрыты глаза.) Я тебе, разумеется, уже и мат поставил, и партия, по идее, закончилась, а Бабай все стоит и стоит...
    Олег (кивает на меня - а я же в углу лежу). Уголок писателя.
    Олег (поворачивается к Ивченко и - внезапно - с интересом, округляя глаза). У тебя как сейчас? Похмельный синдром? Ощущение тревоги, подавленность, мысли о смерти?.. Все эти вещи?
    Ивченко (смотрит куда-то вверх, прислушивается к себе... - тихая улыбка усами). Ну да...

    Олег удовлетворенно и сосредоточенно качает головой, в смысле: да, так оно и есть...
    Олег берет трубку от детского надувного телефона и засовывает мне между ног. А я как раз боком лежу, и эта ярко-алая загогулина торчит из-под одеяла с лихостью.
    Олег отступает на несколько шагов, оценивающе, как художник, подносит руку к подбородку, наклоняет голову.

    Ивченко (Олегу). Захожу вчера к Бабаю - Бабай обои клеит, морщится (Ивченко - тихо и проникновенно): "Как хочется писать..."

    Появляется Бабай, что-то невнятно ворчит - психует, что "притянули", и вдруг - О! - меня увидел, и так изменился, так обрадовался.

    Ивченко. А вот и Шура с массой пива интересного!
    Олег. Ха, (потирая руки) шУУточку увидел!
    Бабай. Клоуны - вы!..Военно-негритянские клоуны...
    Я (отбрасывая трубку - хмуро). Приколы у вас тупые.
    Олег (со святыми глазами шкоды). О, Юра, не скажи. Вот, возьмем, например, старину Ива (кивает на Ивченко). Саша - непревзойденный мастер каламбура. В одном слове он видит пять, десять смыслов.
    Ивченко (открывает пиво). Порой даже пятнадцать... Особенно мне удаются ("вспоминая", поднимает голову, отсчитывает пальцем) пятый, шестой и пятнадцатый смыслы... Одиннадцатый смысл, по правде говоря, мне не дается. Одиннадцатый смысл хорошо получается у (кивает на Бабая) Саши.

    На кухню заходит Кибин. Сейчас он похож на чертика - выражение независимости на отекшем лице, подтарчивающие черные клочки короткой стрижки.

    Бабай. Видите, какие драконы проснулись.
    Кибин (поводя плечами). Подите вон, я встал добрый, как овца, блядь.
    Бабай (сморщившись в переносице, брезгливо сопит, отворачивает лицо). Да не лайся ты... Я вот Букашкина вспомнил. На красноярском рок-фестивале... Он про одну группу, которая по сцене много прыгала и матом кричала - сказал: "Хорошие ребята, вот только письки им мешают..."
    Ивченко (в сторону). И это было в духе времени. Нравы упростились и дурно пахли...


    3

    Более позднее время - часов 11 утра. Надя, Франц, Рашит, Бабай уже ушли. Диман стоит в дверях - собрался уходить. Остальные его провожают.

    Кибин (Диману). Ну ладно, бродяга, звони на, приезжай на... ага?
    Диман (мне - ощутимо пожимая руку). Юрбан, не грусти! (всем) Юрбаны, не грустите.
    Я. Да я бросил это дело, грустить.
    Диман. Бросил? Да?

    Игорь о чем-то говорит с Диманом. Мы возвращаемся на кухню.

    Ивченко (мне). А знаешь, Юдин какую кличку Бабаю придумал?
    Я. Какую?
    Ивченко. "Их штербе".
    Я. А что такое "их штербе"?
    Олег. Это в переводе с немецкого "я умираю".
    Олег. Так, а что это мы воду без чая пьем?
    Ивченко. Ну, давай воду с чаем пить. (Толкает Олега плечом - на меня.) Смотри, смотри, опять, опять записывает.
    Олег. Ха! "Олег. Что это мы воду без чая пьем?"!
    Ивченко. "Ивченко. Давай воду с чаем пить"!
    Я. Да скоро мы все перейдем на этот телеграфный стиль.
    Ивченко. Ага... Приходит Олег к Игорю, руку тянет: "Олег. Точка. Здравствуй". Игорь такой: "Игорь. Точка. Здравствуй".
    Олег. "Диман: "В скобках: насупив большие губы. Точка. Здравствуй"... "Бабай. В скобках: озорно улыбаясь: "И мне водки".
    Ивченко. "Тандем. В скобках: входит в стиле летки-енки: "И нам водки".
    Олег. "Диман. В скобках: интимно улыбаясь анусом..."
    Ивченко. А также Большими и Малыми Губами. Встретились однажды Большие и Малые Губы и растянулись в улыбке.
    Олег. "Диман. В скобках: насупив Большие губы!.."
    Ивченко. "Тандем. В скобках: вплывая на каноэ и растягиваясь в улыбке тонкими Малыми Губами..." Неоднократно растягиваясь: "Здрасте! Здрасте! Здрасте!"
    Кибин (сурово). Ржете, как кони кобылинские!.. А кто вчера пластинку Игорю царапал?!.. Набукаранили вчера!
    Я. Это Олег. А его Ивченко подначивал.
    Я (радуясь). "Набукаранили" - чисто кибинское слово! Точно!
    Ивченко. А вот мое слово запиши: "скотствующий".
    Я. Приведи пример со словом "скотствующий".
    Ивченко. "Скотствующий Юдин", например. Я его так называл, ему нравится.
    Кибин. А вот запиши еще мои выражения: (энергично) "маркетинг", "доллар"...
    Ивченко (тянется через Кибина). И такие еще слова: "дом", "облако", "пошел на" - их тоже выдумал Кибин.
    Я. А юдинское слово "фактически"? Происхождение слова "фактически"?
    Ивченко. Этимология слова "фактически"? Так говорил отец друга Юры, когда Юра учился в школе. Например, заходил юный Юдин к товарищу: - Сергей дома? - А он фактически ушел. Будет фактически часов в восемь.
    Ивченко. Поздравляю вас, вот мы и стали персонажами... "Персонажи постоянно шутили, выпить практически было некогда"... Мы теперь в каждой его букве - затычки. Нам теперь и не отлучиться никуда... единственно, это мы можем спросить (Ивченко - робко): "А можно нам в другую книгу перейти?.."
    Олег. В другую его книгу, разумеется.
    Ивченко. "Писатель Солодов часто бухал со своими персонажами, что не каждый писатель может себе позволить..."

    Заходит Игорь. Оглядывает нас, как мы дружно едим.

    Игорь (фыркает). "Дети лейтенанта Шмидта".
    Олег (прикладывая руку к груди, убеждая выпуклыми глазами - максимально душевно). Игорь, ну ты же знаешь, как я к этому отношусь. Я же тебе уже объяснял: здесь вчера был человек, который всерьез верил, что с лазерными дисками ничего не случается. Ведь помнишь, когда они только появились, то во всех газетах писали: "Вы можете поцарапать их, можете даже чайник на них поставить - им ничего не будет".
    Игорь (пристально смотрит на Олега). Да, помню, во всех газетах писали: "Если вы купили лазерный диск - обязательно поцарапайте его!"
    Олег (радостно и душевно). Мне нравится, как ты реагируешь на все эти вещи!..
    Ивченко (мямлит). Да, эти газеты... Газеты вообще богатые придумали, чтобы бедных обманывать.
    Я. Причем раньше это было труднее, потому что бедные раньше читать не умели.
    Игорь (пристально смотрит на Ивченко). Что хорошо.

    Поев, ушли в комнату, а я что-то сижу.

    Игорь (в дверях). Ты что?
    Я. Да думаю...
    Игорь. И давно это с тобой?
    Я. Знаешь, я Инку видел недавно...
    Игорь. Ну (покачал головой)... Инка такая стоит... губы дрожат, руки дрожат, бледная, в руках твою фотографию теребит. (Подумав.) Ну...

    Молчу.

    Игорь. Юра, ты - человек, тонко чувствующий шутки, поэтому ты постоянно на них обижаешься.
    Игорь. Знаешь, мне Бабай определение дал: "раскованный менеджер".
    Я. Развязный менеджер, я бы сказал.
    Игорь. Ну это твоя поправка.

    Прохожу в комнату - лежбище перед телевизором: кто на диване, кто на ковре.

    Олег (мне - кивая на записнуху). Юра, прибавилось что-нибудь?
    Ивченко. "Редкий персонаж может обратиться к писателю на "ты"..."
    Я (Олегу). Так вы почти не шутили.
    Ивченко. Ни черта себе не шутили!.. Только этим и занимались. Утро было исключительно посвящено шуткам... Ты, Юра, учти: если будешь с нами нечутко обращаться, то, Юра, (построжал пальчиком) шуток от нас - не жди. Не порти с нами отношений... а то уйдем к другому писателю и нашутим ему... И, наоборот, если будешь с нами обращаться бережно, то пойдем к другому писателю... (быстренько) нагадим. Я бы, например, пробрался к писателю Бабаю и нагадил - прямо под словом "Мальчик-витязь"...
    Олег (мне - укоризненно и даже горько). Как я тебе сегодня плотно нашутил... И ведь что-то же мною двигало... Видимо, я - альтруист... Видимо, меня уже не переделать...
    Ивченко (мне). Ты же - все просмеял... Я посчитал: ты сегодня просмеял два романа... а ведь из них могло получиться несколько неплохих повестей...
    Олег (видел в телевизоре). О, Юра, смотри - Пушкин, Пушкин!
    Кибин. Кончай на, сейчас опять побежит записывать.
    Я. "Олег (Пушкину). "Вон - Юра, Юра!"

    Пушкина сменяет рекламная соблазнительная женщина.

    Ивченко (вздыхает мультяшно). Блин, бабы совсем обнаглели...
    Олег (мучается похмельем). Нет, надо прекращать так пить. Вот женатые так не пьют много. Может с девушкой познакомиться?.. дружить.
    Я. Это сколько надо денег с девушками дружить?
    Ивченко. А пить оно не меньше выходит.
    Я. Надо посчитать, что дешевле...
    Ивченко (со вздохом). Ну, давайте не пить, давайте с девушками дружить.
    Олег. Когда фирма на ноги встанет, надо будет факс в контору купить, принтер, мебель офисную.
    Кибин (хозяйственен). Тазик надо будет купить.
    Олег (оживает). Вот чем мне нравится старина Киби - тем что он все стирает. Как ни заглянешь к нему в шкаф - все чистое... хуярит, как этот... в уголке Дурова?.. енот! (Лежа на спине, прогнувшись, выпятив живот, показывает, как енот убыстренно перебирает лапками перед животиком.)

    Игорь на реплику Олега хмыкает, слабо усмехается. Берет пульт - по другой программе Кикабидзе.

    Олег. Скучно что-то, рассказали бы что-нибудь...
    Кибин. Вон, Кикабидзе тебе расскажет.
    Олег. Приезжаю на днях к Рашиту - дверь нараспашку, и Рашит, пьяный, лежит. И записки на столе: "Меня не жди. Ира" (Сокрушенно помотал головой.) Пиздец!
    Кибин. "Меня не жди. Пиздец". И подпись: "Твоя маленькая Ирочка".
    Я. Нет. "Тебе пиздец. Твоя маленькая Ирочка".
    Ивченко. А помните, Рашит распространителем "Гербалайфа" хотел стать. Их еще инструктировали: "Вы должны тщательно за собой следить, гладиться там... фирменный значок носить".
    Игорь (оживает). Т. е., если спрашивают: "Почему Вы так хорошо выглядите?" Надо отвечать: "Потому что я употребляю "Гербалайф".
    Ивченко. Так вот, Рашит встает после трехдневной пьянки - лицо, сами понимаете. В зеркало себя разглядывает.
    Кибин (средним пальцем оттягивает веко - показывает Рашита). А мимо Ивченко проходит (быстрым говорком Ивченко): "Почему Вы так хорошо выглядите?"
    Ивченко. Он так обиделся.

    Олег, Ивченко и Кибин собрались уходить.

    Кибин. Ну ладно, бродяги... (Пожимает, энергичный, руки, уходит.)
    Ивченко (перед зеркалом в прихожей - проводит по волосам пятерней - кокетливо). Надо принять удобочитабельный вид.
    Я (Ивченко). Вечером куда пойдешь?
    Ивченко. К Рашиту поеду. Он приглашал.
    Я. Опять напьешься?
    Ивченко (тихая хорошая пауза). Не хотелось бы...
    Я. А на работе че?
    Ивченко (улыбающимся голосом). А я, бывает, прогуляю с неделю - приду на работу, начальники соберутся меня ругать, а я им (Ивченко пригорюнился, повесил голову и - робко) "Да... похуй".
    Олег (мне). Пойдем с нами в пивбар. Пошли - развеешь одиночество.
    Я (решительно). Иди ты - развей одиночество.
    Олег (интимно и даже прикладывая руки к груди). Я не одинок. Я влюблен.
    Я. Я тоже не одинок. Я сосредоточен.
    Олег (перед зеркалом со своей бородой, старательнейше расчесывает пышную аккуратненькой маленькой расчесочкой - мне). Домой поедешь? (Повернув голову, оглядывает себя одним глазом.) Да, старина Сол, (голос набирает романтичность) хорошо прийти домой... расслабиться. Выпить чайку. Закурить маленькую глиняную трубочку.
    Ивченко (ждет в дверях). Маленькую длинненькую трубочку.

    Уходит.
    Чуть погодя ухожу я. Игорь провожает меня до остановки.

    Игорь (волнуется, путается, ему важно высказать, а то собьется, не договорит, а потом снова начать - духу не хватит). Юра, ты все из меня выкачал. Я решил: все, хватит. Игрушка сломалась. Я не хочу быть персонажем... Все началось с того, что у тебя были проблемы с женщиной - я переживал за тебя, а потом заметил, что ты меня изучаешь. И так мне стало неприятно. Обидно, когда считаешь человека другом, болеешь за него, и вдруг замечаешь, что у него изучающий взгляд.
            Обидно, когда замечаешь, что из человека, которого ты считал близким, прет дешевка, а сказать ты ему об этом не можешь, ну не можешь, потому что он тебе еще друг.
            И тогда ты прощаешь ему все и уходишь.
            Себе прощаешь.
            Это, наверно, не столько про тебя, сколько про меня.
            Я поймал себя недавно на мысли, что позвонить тебе мне хочется так же, как, например, однокласснику: давно не звонил, надо бы позвонить...
            Наверно.
            Наверно, я эмоциональный человек.
            Вопросы, которые ты задаешь: как дела? как на работе? как с сыном? - это не твои вопросы.
            Ты спрашиваешь это для того, чтобы выкачать информацию. Тебя информация интересует, Юра.
            ...Изменяешься - даже не извиняешься.
            ...Знаешь, что тебе не хватает? Тебе естественности не хватает. Вот, например, Олег звонит - я говорю: "Перезвони, пожалуйста, попозже, а то у меня тут проблема..." Олег такой: "Проблема? ну-ка, ну-ка, расскажи про свою проблему!" А ты приходишь не ко мне, а узнать "где и что происходит". А нигде ничего не происходит, Юра. Все одно и то же.
            Просто мне не надо этого: чтобы ко мне приходил близкий человек, смотрел с прищуром, просчитывал, "пытался", как ты говоришь, "понять".
            Мы уже на остановке, автобусы подходят и отходят, но я слушаю, а Игорь все говорит.
            И я не хочу впутывать сюда еще и Инку. Но я, когда иду к родителям, крюк делаю, потому что мне неприятно видеть, как она гуляет с Машенькой. Неприятно и страшно.
            ...Юра, за последние полгода мое отношение к тебе изменилось - и резко в сторону.

    Игорь болезненно и брезгливо улыбнется. Я тоже криво улыбнусь.

    Игорь. ...Ну, т. е. абсолютно.


                      P. S. "И под тихие рыбацкие песни засыпала семья Рундодаров."

                  (Даниил Хармс)

    P. P. S. Ивченко (заглядывает через плечо). Слово "Рундадары" пишется через "а", дикий ты писатель.


    "Соло", вып.22:                
    Следующий материал               



Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Соло", вып.22

Copyright © 1999 Юрий Солодов
Copyright © 1999 Журнал "Соло"
Copyright © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru