Журнал "КАБИНЕТ"

Сергей АНУФРИЕВ

О проблемах психосексуальной ориентации
в ленинградской художественнй среде

        РИСК: Альманах.

          Вып. 1. - М.: АРГО-РИСК, 1995.
          Обложка Ильи Васильева: Жан Клод ван Дамм (слева) и Лукас ван дер Лейден.
          C.82-83.
          Рубрика "Гостевая ложа"



            Ныне представляется внутренне необходимым рассмотреть культуру в ракурсе гомосексуализма и последний в культурном ракурсе. Чем это вызвано? Прежде всего, потерей интереса к культуре и сексуальности, перекрестком которых и является гомосексуальный дискурс.
            Но почему один только гомосексуализм? Ведь на этот случай есть и другие, не менее интересные ракурсы - онанизм, садо-мазо, педофилия и так далее? Видимо, потому, что эти ракурсы не вполне идеологизированы и в культуре являются достаточно краевыми, неактуальными (причем их "неактуальность" ничуть не умаляет их важности...). Гомосексуализм же существует как направление, объединяющее людей уже как иконоборческую (и даже политическую) силу, что не может не отразиться на социокультурных практиках. Иными словами, вопрос этот заострен в "актуальном поле".
            Надо сказать, что в Москве "актуальным полем" является языковое, и на нем эти вопросы были заострены еще в начале 80-х годов. В реальности же большинство членов московской номы очень традиционные, патриархальные, семейные люди, компенсирующие свою патриархальность, традиционность и семейность дискурсивной трансгрессией.
            В ленинградской художественной среде, напротив, мы наблюдаем момент вытеснения вербального гомосексуализма, при том, что окружающей реальностью там, в Ленинграде, также как и везде у нас, является речь. Таким образом, актуальным полем для этой среды оказалась не реальность языка, а именно жизнь, и именно в этом поле проявились авангардные и экспериментальные устремления членов ленинградской номы. Актуальное поле выносится у них за пределы реальности, и в этом их отличие от западных и московских авторов, у которых актуальное поле всегда реально.
            Поэтому в Ленинграде искусство более "традиционно", "патриархально" и "семейно", чем их жизнь, которая вообще есть "изнанка", задняя сторона, "закулисность" их реальности. В реальности же все вполне обычно, но вот если заглянуть "под стол"... Там-то и происходит все самое интересное. Эта "закулисность" - термин, характерный для обозначения ленинградской ментальности.


"РИСК", вып.1:
Следующий материал


Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"РИСК", вып.1

Copyright © 2000 Сергей Ануфриев
Copyright © 2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru