| ОДА КРИТИКЕ Я написал пять стихов:один зелёный,
 другой  как булка круглого хлеба,
 третий  построенный дом,
 четвёртый  в форме кольца,
 а пятый стих был
 коротким, как вспышка молнии,
 и когда я его написал,
 в моём уме ещё долго гремели раскаты грома.
 А потом мужчиныи женщины
 приходили и щупали
 эту простую материю,
 обрывки, ветер, свечение, дерево, глину,
 и из этих невзрачных вещей
 возводили
 стены, крыши и сны.
 На строках моих стихов
 сохло бельё на ветру.
 Они питались моими словами,
 держали их
 у изголовья,
 они жили со стихотворением,
 как с лучом маяка на моём берегу.
 И тотчас же
 появился немой критик,
 и другой, исполненный слов,
 и ещё другие, слепые
 и исполненные очей,
 некоторые  элегантные,
 словно гвоздики в красных штиблетах,
 другие 
 в похоронных костюмах,
 одни  приверженцы
 его величества короля,
 другие
 запутались в шевелюре Маркса
 и дрыгали ножками в его бороде,
 третьи были англичанами,
 вылитыми англичанами,
 и все они то и дело
 бросались друг на друга
 со своими зубами, кинжалами,
 словарями и другим чёрным оружием;
 они бряцали цитатами,
 они набрасывались
 на этих простых людей,
 чтобы отнять у них мою поэзию,
 которую те так любили:
 они плели против неё интриги,
 сворачивали её в рулоны,
 втыкали в неё сотни булавок,
 посыпали её прахом скелетов,
 наводняли её чернилами,
 оплёвывали её с умильной
 кошачьей нежностью,
 отправляли её завести часы,
 защищали её и осуждали,
 лишали её бензина,
 посвящали ей сырые трактаты,
 кипятили её с молоком,
 прилаживали к ней свои побрякушки,
 вычёркивали гласные,
 уничтожали
 согласные и целые слоги,
 комкали её или запечатывали
 в маленькие конверты,
 и аккуратно прятали их
 на свои чердаки, в свои склепы,
 а потом
 уходили один за другим,
 одни  взбесившиеся до безумия,
 потому что я не был для них
 достаточно популярным,
 другие  напоённые сладким презрением
 к моей обычной нехватке темнот,
 и когда они все
 уходили,
 тогда
 опять
 вместе с моей поэзией
 возвращались к жизни
 мужчины и женщины,
 снова
 разводили огонь,
 возводили дома,
 ели хлеб,
 собирались у очага,
 и в единой любви соединялись
 молния и кольцо.
 А теперь
 простите меня, сеньоры,
 за то, что я прервал свой рассказ,
 за то, что я расквитался с вами
 и ушёл навсегда,
 чтобы жить
 вместе с простыми людьми.
 
 Из "Дивана Мирзы Галиба"* * * Мотылёк, сгоревший на пламени свечи, стал хранителем моей тайны.И ещё  гуляки, что кричат о ней на каждом перекрёстке.
 Ты говоришь, что зима выстудила твоё сердце, а весна всё ещё не пришла?Приди же, подбрось хворост несбыточных желаний на костёр моего сердца!
 Жизнь без любви не имеет смысла.Но где взять силы, чтобы ещё раз сгореть дотла?
 В день встречи ты узнаешь меня, увидев сквозь слёзы,Как дрожит твоё отражение в моих глазах, полных слёз.
 "Хороши тюльпаны весеннего сада", Вот о чём он подумал, замерзая среди вечных снегов.
 
 * * * Одной этой книги, одного её слова мне достаточно.А какие слова нам к лицу, какие нет, пусть решает кто-то другой.
 "Каждое слово  имя Бога", так сказал мудрец.У твоего порога я от волнения позабыл, как тебя зовут.
 Невысказанное слово  это осадок чистого вина созерцания.Я ненароком пригубил его  и лишился слов.
 
 * * * Я наслушался второсортных истин, меня от них мутит.Открой мне такую истину, от которой я сойду с ума.
 
 * * * Счастливы пылинки, пляшущие от дыхания твоих уст.Счастлив тот, кто никогда тебя не видел.
 Едва закатится солнце, я уже сижу в твоём погребке.Музыканты ещё в пути, а я уже готов танцевать.
 Небосвод  как чаша вина. Звездочётам не спится в такую ночь.Семь подружек пляшут так, что любого сведут с ума.
 Галиб написал ещё одну газель. Стал ли мир от этого лучше?Кружись, танцуй, и ты узнаешь об этом сам.
 |