Алексей КУБРИК

        [Стихи].
        / Предисловие Л.Костюкова.

            "ГФ - Новая литературная газета". - М., 1994. - Вып.9. - с.3.





            Искусство Алексея Кубрика заключается, согласно известному определению поэзии, в верном размещении необходимых слов. Иное дело, что природа цельности, к которой стремится автор, не вполне обычна и имеет в своей основе не смысловой ряд, не живописный, не музыкальный, - скорее энергетику звучащего текста. Воспользоваться "низкой" метафорой: Алексей Кубрик как бы собирает электрический контур, наощупь, собственными пальцами поверяя результат.
            Что же смысл? Смысл есть в поэзии Кубрика в целом, как в любом действии, достигающем своей цели. Но каждая из его строк-фраз осмысленна и в самом обычном, семантическом плане. Правда, этот смысл взвинчен, "раскален добела" (Г.Иванов), но присутствие его ощущается постоянно; так - возвращаясь к электричеству - провод в готовом изделии спрятан, но до него, во-первых, можно добраться посредством разборки, а во-вторых, лампочка горит - что еще нужно?
            Возможно, энергетика текста - самое тонкое, трудно уловимое и легко разрушаемое свойство - проявляется лишь при совпадении многих условий - четкости пресловутых рядов (зрительного, смыслового, фонетического и т.д.). Поэтому опираться на энергетику - самое благодарное занятие.
            И еще одно предположение - в лице Алексея Кубрика мы имеем дело с представителем не ветви русской поэзии, а ее ствола, что накладывает на его тексты особые обязательства. Необычное в поэзии Кубрика оттенено совершенно традиционной оснасткой стиха: метром, рифмовкой, строфикой. Многие поэты сейчас работают на грани вырождения - стиха, речи, человека. В случае Алексея Кубрика мы видим скорее зарождение нового. И - как признак "внутренней традиционности" - те стихотворения Алексея, в которых его самость как бы "приглушена", размыта, превращаются в так называемые "просто хорошие стихи", самую плоть русской поэзии. Так - "И страна не страна..."
            Стихотворения Кубрика органично сплетаются с тишиной, с молчанием, с белой беззвучной границей, возможно, питаясь от нее, как Антей от земли. Молчание, дважды появляясь в смысловом ряду "Подбородок пальцами подперев..." (самого, наверное, энергетически насыщенного стихотворения подборки), еще и накапливается между строфами, создавая интонационный зазор между итогом и зачином. В стихотворении "Нож / ученик / вода..." тишиной разрежены слова-одиночки. Молчание караулит речь - как сказано у Сергея Гандлевского, одного из лучших современных поэтов, открыто традиционного.
            А теперь - стихи.

          Леонид КОСТЮКОВ


Все тексты подборки
вошли в книгу Алексея Кубрика "Параллельные места".








Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"ГФ-НЛГ" #9 Алексей Кубрик

Copyright © 1998 Алексей Кубрик
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования