Александр СЕКАЦКИЙ

Шпион и разведчик: инструменты философии


      Митин журнал.

          Вып. 55 (осень 1997 г.).
          Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович.
          С.124-158.



    5. Краткая феноменология шпионажа

    Источники, свидетельствующие о наличии разведывательной миссии у каждого посланца, разнообразны: феноменология шпионажа простирается от теории познания до высших этажей чувственности и структур обыденной жизни. Многие вещи в этом мире останутся необъясненными и даже неопознанными, если мы не обратимся к функциям штирлица и матахари. Мишель Фуко, указав на родство опыта в широком смысле и практики пыток, был, безусловно, прав16 (достаточно вдуматься в значение русского слова "пытливость"), но он, так сказать, начал с конца, с интерпретации дознания как специфического приема контрразведки. Между тем очная ставка с природой, вызванной в лабораторию, возможна лишь как результат предшествующих усилий по выведыванию тайн и сбору улик. Назвав свою книгу "Исправлять и наказывать", Фуко оставляет лакуну для подразумеваемого первого тома, который можно было бы озаглавить "Шпионить и выслеживать".

    Почему сладчайшее имеет форму тайны, независимо от того, идет ли речь о тайне природы или о тайном наслаждении? Почему истина есть нечто принципиально потаенное и сокровенное, и даже "несокрытость" истины, провозглашенная Хайдеггером, при ближайшем рассмотрении оказывается особой, наиболее изощренной формой сокрытости, своеобразной "светомаскировкой". Шпион (допустим, агент познания) повсюду находит следы камуфляжа. Иногда он обнаруживает умело расставленные ловушки, а иногда обнаруживает себя уже в такой ловушке и тогда понимает, что передавал в Центр дезинформацию, попавшись на видимость (на блесну) и не распознав сущность (невидимое). Стойкий интерес к детективу объясняется просто - в нем на конкретном, хорошо очерченном примере воспроизводится всеобщий опыт бытия. В самом деле - сыщиков в мире едва ли больше, чем сварщиков, но детали работы сварщика никого не интересуют, тогда как тайны профессиональной деятельности сыщика способны удерживать наше внимание часами; более того, структура обладает такой принудительностью, что от нее "невозможно оторваться", пока не выяснится, "кто шпион". Опыт сыщика и шпиона, мягко говоря, оказывается ближе к телу, чем опыт сварщика - по степени достоверности он вполне сопоставим с опытом любящего и возлюбленного. Любопытно, что интерес к предмету не уменьшается, даже если мы осознаем, что мы все заброшены в мир со своей миссией и легендой (разумеется, подобная мысль приходила в голову не только Хайдеггеру) - все равно душа наша трепещет, когда шпиона называют по имени и предъявляют улики - такой же резонанс возникает и когда разведчик обводит всех вокруг пальца - ибо у нас есть орган для отреагирования и того и другого исхода как сладчайшего; в экзистенциальном шпионаже каждый сам себе и разведчик, и контр-разведчик - четные и нечетные состояния чередуются - в пульсации штирлица.

    Подробная феноменология шпионажа как пребывания в мире пока еще дело будущего, сейчас достаточно указать на отдельные узловые моменты. Вот музыкальная табакерка с секретом - она доставляет специфическое удовольствие своему обладателю, если устройство механизма неведомо другим - мы имеем дело с простой, атомарной манифестацией штирлица, с наслаждением их невинным неведением... В современном "научном мире" такие простейшие выплески проявляются, в основном, в мистификации детей: ребенок радуется Деду Морозу, неожиданному подарку под елкой, а родители радуются, что манипуляции скрытой пружинки создают такую прекрасную видимость. Другим примером элементарной конспиративной эмоции может служить кредо Владимира Юмангулова: "Тайком выпьешь грамм сто коньячка и занимаешься своими делами. Главное - никто даже не подозревает; все кругом ходят трезвые, как идиоты, и думают, что ты один из них". Впрочем, ввиду крайней популярности подобной конспиративной эмоции (особенно в среде актеров, преподавателей и, вообще, "учителей жизни" всех мастей) не исключено, что некоторые из этих "ничего не подозревающих окружающих" к числу трезвых идиотов причисляют тебя.

    Вообще говоря, полюс "утаивания от всех" и полюс "персонального выведывания" резонируют эмоцией равной мощности; эту эталонную величину можно отсчитывать как один хитрован по шкале штирлица. Экзистенциальный шпионаж проходит через аттракторы в несколько таких единиц, а в случае двойной и тройной игры интригометр способен развивать мощность в десятки и даже сотни хитрованов. Эрос в чистом виде никогда не может породить заряд подобной мощности, поэтому контроль за предельной мотивацией поведения всегда остается у штирлица и матахари (чем более длительные промежутки времени мы рассматриваем, тем более это верно).

    Как бы ни был человек охоч до зрелищ, организованное шоу остается лишь эрзацем сладчайшего. Это именно к подглядыванию человек испытывает страсть, а к зрелищу только склонность. Определение Бога-Перводвигателя, данное Аристотелем - "тот, кто движет, оставаясь неподвижным" - подвергается корректировке со стороны Dasein. Для агента, заброшенного в мир, Бог есть тот, кто видит, оставаясь невидимым. Фуко, неоднократно обращавшийся к этому вопросу, в одной из последних работ формулирует его следующим образом: "Позволю себе указать на общую и тактическую причину, представляющуюся мне самоочевидной: власть выносима только в том случае, если она маскирует существенную часть своей субстанции... Ее успех пропорционален способности скрывать свой собственный механизм"17. Важно, однако, не то, в какой мере власть выносима, а в какой мере она действительно представляет собой сладчайшее.

    Открытая экспозиция своего места в иерархии может, конечно, служить мотивом к обладанию властью, но в чистом беспримесном виде такой мотив занимает достаточно скромное место среди движущих сил Weltlauf. Позиционная составляющая власти предполагает полное безразличие к конкретной личности. Кем бы ни оказался случайный наполнитель ячейки, ему перепадет положенная порция фимиама, поскольку она изначально адресована не имени собственному, а соответствующему топосу, некоему месту в системе мест. Желанность именно первого места объясняется, прежде всего, дальностью броска как самодостаточной ценностью во всякой заброшенности, однако величина этого показания, измеренного в хитрованах, не слишком значительна. Можно вспомнить вылазки, периодически совершаемые из позиционной системы - от Нерона до Петра I, но еще характернее многочисленные анекдоты, приписывающие властителям подобные вылазки. Рассказчики этих анекдотов, стремясь передать наслаждение властью, безошибочно связывают его с реакцией штирлица как совершенно необходимого резонатора для экстаза высшей пробы. Только периодическая миграция из позиционной обозримости в гущу Weltlauf позволяет сохранять свежесть присутствия во власти, подставлять под восходящие струи воскурений не мертвую раковину (место в системе мест), а живое внутреннее.

    Аналогичным образом дело обстоит и с эротическим наслаждением. Физиологический порог насыщения здесь достигается довольно быстро и дальнейшая прогрессия сладчайшего связана уже с задействованием шпионских струнок, с подглядыванием и подслушиванием, с монопольным знанием тайных пружинок. Наблюдатель пребывает в экстазе, пока его НП не запеленгован и не отслежен, тогда штирлиц и эрос заходятся в резонансе, измеряемом уже десятками хитрованов. Фрейд, считавший вуайеризм частной разновидностью фетишизма, проглядел здесь саму суть дела, прекрасно известную, например, создателям порноиндустрии, которые всегда вводят фигуру наблюдателя для усиления эффекта (хотя, конечно, сама форма зрелища не дает по-настоящему задействовать любопытство Dasein).

    Ближе всего к истине подошел Жак Лакан: "Зрелище мира в этом смысле оказывается всевидением. Фантазия находит подтверждение в перспективе абсолютного бытия Платона, которое трансформируется во все-видимость, видимость отовсюду. На предельном горизонте опыта созерцания мы находим этот аспект все-видения в самоудовлетворении женщины, которая знает, что на нее смотрят, при условии, что смотрящий не знает, что она знает, или не показывает этого.
    Мир во всевидимости, но не в эксгибиционизме - вот абсолютная приманка для взора (gaze)"18.

    Лакан, очевидно, прав в том, что максимум резонансного (шпионско-эротического) возбуждения можно отложить именно по шкале матахари, причем лишь в том случае, если речь идет как минимум о двойной игре - что как раз и имеет место в описываемом им случае. Важно также отметить, что очертания мира, открывающиеся подглядывающему, несообщаемы напрямую. Трансляция подсмотренного непременно оказывается уже неким "шоу", зрелищем - само "чувство первооткрывателя" передаче не подлежит, его может провоцировать только супершпион в обход прямой визуализации (явленности).

    Переизбыток зрелищных форм характерен для наиболее примитивной организации Weltlauf, когда "глазение" и "праздношатание" Dasein отвлекает агента от всматривания и подглядывания, т.е. от углубленной сущностной работы, и оптическая пелена застилает онтологический горизонт. "Пуританская Америка, где религия это грандиозное представление, шоу Иисуса, основанное на спецэффектах, является, несмотря на всю свою технологию, последним оставшимся примитивным обществом. Социальность здесь исчислима"19. Наблюдение Бодрийара свидетельствует, конечно, об упущениях в работе спецслужб, однако эти "упущения" создают специфическую атмосферу, которая, в известном смысле, выравнивает рядового агента и Супершпиона - Америка предстает как грандиозная разведшкола низшей ступени, которую благополучно заканчивают и агенты с недоразвитым штирлицем.

    Перейдем теперь к гносеологическому измерению субъекта, где шпионские аксессуары играют не меньшую роль, чем в эротическом или "властном" измерении. "Тайное знание" притягивает агента, независимо от того, что является его предметом - скрытое наслаждение женщины, механизм музыкальной табакерки или скрытые движущие силы "высокой политики". Ученый, подсматривающий в микроскоп за амебой, и вуайер, часами следящий за освещенными окнами, занимаются хотя и разной деятельностью, но сходящейся к одной и той же точке; у любопытства оказывается общий привод - штирлиц, непрерывно генерирующий свои импульсы. Структура "тайного знания" есть гносеологическая конструкция, аттрактор для познающих, приманивающий их еще до всякого содержания. Организация знания по рангам доступа (по уровням посвященности) на протяжении веков была единственно возможной формой консолидации знания, прочным сосудом для хранения самовозрастающего логоса - ибо только такая структура могла мобилизовать sprung заброшенности, самую мощную мотивацию человеческой деятельности.

    Тайные организации познающих периодически возникают и по сей день как шпионские явки в чистом виде; их устойчивость и притягательность обеспечивается законспирированностью, ограничением доступа для чужих, специальным паролем (использованием "языка посвященных", т.е. попросту жаргона, имитирующего отсутствующий язык Далекой Родины). Инкорпорация неофита осуществляется путем завербовывания, где решающая процедура состоит в оказании особого доверия и, даже, в приоткрывании горизонта тайны. Возникая на "ровном месте", подобные организации прежде всего изменяют рельеф - от "ровного места" не остается и следа; формируется ландшафт из проломов и трещин, где легко может укрыться шпион - это и есть собственно горизонт человеческого, обладающий достаточной мерностью для "здесь бытия". История полна примеров таких объединений, которые являются чистыми манифестациями штирлица, при этом спектр целей может варьировать от чисто познавательных (получение эзотерического знания) до планетарных и мироопрокидывающих.

    Диссидент Владимир Буковский описывает в своих мемуарах некий типичный образец эфемерного "общества", существовавшего лишь в силу соответствия шпионологическим критериям, т.е. на ровном месте:

    "- Общество, - говорил он своим тихим бесцветным голосом, - это как организм: у него тоже должны быть мускулы, грубая сила, но должны быть и нервы и мозг, должны быть глаза и уши.
    Он аккуратно намекал, что мы с ним относимся к мозгу, а мне полагалось ощущать трепет, восторг и благодарность, оттого что я причислялся к избранным. Он умел быть настойчивым, убедительным и ни разу не нарушил того стиля таинственной двусмысленности, который царил у нас в организации. От любого прямого вопроса он умел уйти весьма ловко, постоянно оставляя тебя в неясности относительно истинного значения своих слов. Поражало, что всех нас он знает на память, со всеми нашими особенностями, достоинствами и недостатками, но знает как-то внешне, не чувствуя. Вряд ли он понимал, что оказался абсолютным властелином нескольких десятков смертников. И наши устремления интересовали его постольку, поскольку помогали управлять. Мне казалось, что ничего, кроме личной власти, его не интересует".20

    Можно, конечно, сказать, что ребятам попался неважнецкий резидент, не умеющий по-настоящему обращаться с паролем, использовать заложенную в нем творческую мощь: "Истинное и аутентичное слово (Parole) откровения есть слово, творящее из ничего, из своей собственной произнесенности - тем самым оно открывает свою пустоту"21.

    Теперь самое время обратить внимание на принципиальные различия между двумя формами творческой активированности слова - приказом и паролем. Самостоятельная сила приказа как слова возможна лишь в том случае, когда он, так или иначе, снабжен паролем; или приказ не самостоятелен, а представляет собой простое словесное оформление экстравербальной силы, например, системы принуждения. Пароль есть вообще универсальный адаптер влияния, его сверхпроводник, используемый как микродобавка к любой действенной инструкции. Но еще важнее топологические различия между повелевающими инстанциями, которые уже заложены к моменту заброски в мир. Одна из них, инстанция Сверх-Я, подробно описана Фрейдом. По большей части она и в самом деле воплощает авторитет Отца, но для нас важно, что инструкции Сверх-Я записаны субъектом, уже испытавшим вторую истину экзистенциального шпионажа: в содержании записи мы находим "размышления шпиона перед явкой с повинной" и даже предупреждения контр-разведки. Привод Сверх-Я, опирающийся на совесть, страх и вообще "бдительность", влечет к дознавательно-следственной деятельности. Действие этого передатчика резко усиливается на излете заброшенности по мере угасания первоначального импульса.

    Владеющего передатчиком Сверх-Я, умеющего включать его на полную громкость, мы обычно именуем харизматическим лидером. Он призывает к послушанию и подчинению, и Dasein повинуется, распознавая персональный оклик, предуказанную частоту радиовещания. И все же, эхо приказа указывает и на дистанцию удаления; упорствующий в шпионстве может легко скрыться от харизматического лидера, приняв, например, более строгие меры конспирации и по-прежнему оставаясь "самому себе хитрым".

    Совсем иначе обстоит дело, когда на связь выходит другая повелевающая инстанция, ласково выговаривающая слова пароля - вплоть до воспроизводства неповторимой интонации. Тогда Dasein слышит так называемый "мама-язык", и это слушание Хайдеггер определяет как "первичную и настоящую в собственном смысле открытость Dasein для своего наиглубочайше-личного можествования, как слушание голоса друга, которого всегда носит с собой любое Dasein. Dasein слушает, потому что понимает... и как понимающее бытие в мире пребывает вместе с другими и... в этой послушности принадлежит к ним"22.

    Владеющий мама-языком Другой (насколько это возможно) по аналогии может быть назван матахаризматическим лидером. Слова мама-языка не создают эхо-эффекта дистанции, они вообще не поддаются представлению в виде внешней инструкции. Эти позывные Далекой Родины встроены изнутри в форму желания, они транслируются исключительно на собственной частоте матахари, совпадая с биением пульса.

    В отличие от рупора сверх-Я матахаризматические повеления передаются негромко - в них приходится даже вслушиваться, добиваясь предварительного уединения души, отключения гула бытия: оглохшие от гула бытия уже не реагируют на тумблер громкости. Как говорит герой одного из рассказов Владимира Маканина, "барабанов они не слышат, пойте им тихо". Разведчики, окликая друг друга, попадают на заповедную частоту невзначай. Только Супершпиону доступна клавиатура матахари (даже Ubermensch Ницше тут бессилен) - но и среди них еще не родился тот, кто мог бы исполнить на ней что-нибудь, кроме "собачьего вальса". Мир еще ждет заброшенности такого посланца (мессии).

    Впрочем, даже простейший аккорд, составленный из интонаций матахаризматического повеления, может быть достаточен для перевербовки. У бедного Dasein нет сил противостоять прямому включению, ибо он еще не знает третью истину заброшенности. В отличие от двойного агента, он полагает, что "хотя другие могут за меня думать, решать, даже бояться, но во всяком случае никто не может за меня хотеть". Двойного агента на этом уже не проведешь, ибо ему ведома третья истина заброшенности, которая гласит: "в этом мире нет вещей неподдельных, есть только вещи еще не подделанные".

    Именно с провоцирования хотения другого и начинается настоящая работа интригометра, зона сладчайшего, топос, куда вновь сходятся драйвы эроса, логоса и воля к власти. Поскольку, например, у каждого из заброшенных есть резонатор поиска истины (обыкновенное шпионское), отождествление с "путем ученичества" дается легко - естественна идентификация с Карлосом, а не с Доном Хуаном; вообще интерес сосредоточен на фигуре, получающей просветление, а не на фигуре, дающей просветление ("кеншо").

    Наставляемый на путь истины может поверить гуру, а может оказаться самому себе хитрым, он в любом случае остается по эту сторону чувственно-сверхчувственного барьера - его штирлицу порой просто не хватает шкалы для отмеривания экстаза, который омывает дом бытия Супершпиона. Путеводитель по пространству интриг возможен лишь в рамках более подробной феноменологии шпионажа; иногда ее блестящие фрагменты попадаются в писаниях французских моралистов XVП - XVШ вв. - Ларошфуко, Лабрюйера, Сен-Симона, Шамфора и др. Здесь достаточно привести слова одного из лучших агентов Воли-к-Произведению, Льва Толстого, имеющие прямое отношение к теме: "Худший человек - это тот, кто живет чужими мыслями и своими чувствами, а лучший - тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами".


    6. Шпион внутри шпиона, а в нем сидит шпион

    Про агента Dasein нам известно, что ему всегда противостоит Другой. Начиная с Сартра, почти все заметные представители французской философии писали об этом, далеко не всегда, впрочем, достигая уровня проницательности Хайдеггера. Собственно, против Другого (или Других) и осуществляется шпионаж - и наоборот, спецслужбы СМЕРШ, выслеживающие шпиона (бедного шпиончика) - это глаза и уши коллективного Другого.

    Увы, такая упрощенная схема не дает представления о глубинах шпионологического измерения бытия. Тот, кто противостоит Я (Dasein) в качестве Другого не слишком опасен - он не претендует на мое имя, на местоимение "я" в моей речи, для его обмана достаточно элементарной конспирации. Шаг в сторону - и мой голос сливается с голосами других, еще шаг в сторону - и я, оставляя свой автоответчик в хоре других, продолжаю свой диверсионный рейд в тылу врага. Утверждение Лакана, что мое желание определяется признанностью Другого, сильно смахивает на легенду, разыгранную Агентом Dasein для представителей спецслужб - но мы пока отложим рассмотрение этого вопроса, тем более что оппозиция Я и Другого, гораздо более примитивная, чем пара сущность/явление (и, тем более, видимое/невидимое) на сегодняшний день исчерпала свои эвристические возможности и смертельно надоела.

    Реальная опасность, подстерегающая Dasein, а именно, угроза собственной аутентичности, состоит не в столкновении с Другим, а в проникновении семян Чужого, паразитарных микрофрагментов, не признающих суверенитета Я ни в качестве "господина", ни даже в качестве "раба", пытающихся оккупировать территорию Я, захватить имя собственное (мое собственное имя). "Чужой" это не "Другой" хотя бы потому, что для него не существует статуса Другого, для него Dasein не отвечает на вопрос "кто?".

    Откуда же заносится во "внутренний мир" семя Чужого, как оно там оказывается? Послушаем размышления Фрейда, высказанные им, правда, по другому поводу. "Импульсивные желания, которые никогда не переступают через Оно, а также впечатления, которые благодаря вытеснению опустились в Оно, виртуально бессмертны - спустя десятилетия они ведут себя так же, как и в момент возникновения".23

    Фактически мы присутствуем при начале истории под названием "Происхождение шпиона", но только речь идет не о Dasein, засылаемом в мир с миссией осуществления своей подлинности, "здесь-бытия", а об опаснейшем враге, засылаемом навстречу, о Чужом, проникающем во внутренний мир. Паразиты Weltlauf (мы, многогрешные) в свою очередь поражены паразитами: "Признать в них прошлое, суметь обесценить их и лишить заряда энергии можно только в том случае, если путем аналитической работы они станут осознанными, и на этом в немалой степени основывается терапевтическое действие аналитического лечения"24.

    Следовательно, семена Чужого (или вообще "чужие") - это виртуально-бессмертные обитатели подсознания, как изначально дислоцированные в нем, так и проникшие извне - "Опустившиеся в Оно", по словам Фрейда. Все они производные времени, отпавшие от его естественного течения, некие хронохимеры. Их отличительная особенность в том, что они "не проходят", остаются "теми же самыми" и спустя десятилетия. Психоаналитик борется с ними, играя на понижение ("обесценить"), используя, например, такое оружие как история болезни. Ведь "болезнь" такого рода боится истории: возникшее не проходит лишь в том случае, когда удается скрыть следы своего возникновения.

    Итак, в подвалах бессознательного, где хранятся зародыши монстров, время не течет, сюда и проваливаются обрывки нетекущего или вялотекущего времени, некие нереализованности, "обсессии", не получившие доступа к хроноэкспозиции времен Я. Все они законспирированные агенты, мечтающие внедриться и овладеть формой Я. В индуистской и буддистской терминологии это "голодные духи", жаждущие перерождения в более высоких аватарах. В Ведах говорится о "сонмище голодных духов" и понятна их ненасытная жажда - ведь плоть всегда в дефиците - вот и приходится духам и призракам вести отчаянную борьбу за воплощение. Поскольку тела, наиболее пригодные для вселения, находятся под юрисдикцией Я, главная диверсионная задача Чужого - отщепить модус субъектности (деперсонализации).

    Конечно, если бы надежда защититься от вторжения сводились только к "аналитической работе", все тела давным-давно были бы уже захвачены Чужими - ясно, что внутренняя контрразведка Dasein организована по крайней мере не хуже, чем спецслужбы Weltlauf. Множество зародышей-хронохимер блокируются на подступах к сознанию - роль пограничных столбов и колючей проволоки могут выполнять моральные запреты. Все же через КПП проходят не только свои, но также переодетые и хорошо законспирированные "чужие" - их при наличии мало-мальски убедительной "легенды" (вроде фрейдовской "рационализации") пропускают на территорию Я. Само по себе это еще не представляет угрозы. С проникшим агентом может свершиться метаморфоза, уже известная нам как парадокс шпиона: навязчивость вбирает в себя санкционированные цели Я и, тем самым, работает на штирлица.

    Универсальным естественным способом избывания является сновидение, и для понимания происходящего во сне таинства следует обратиться к такому проницательному наблюдателю, как Джеймс Хиллмэн: "Когда мы интерпретируем происходящее с нами во сне как свидетельство психической жизни Я, мы допускаем одну коренную ошибку, проходя мимо очевидной вещи, не замеченной Фрейдом и, разумеется, его последователями. Мы отдаем себе отчет, что снящееся нам есть нечто воображаемое - но "воображаемым" в этом же смысле является прежде всего субъект - тот, кому снится. Я сновидца отличается от бодрствующего Я хотя бы тем, что оно само снится, равно как и все происходящее с ним. Я, видящее сон, есть событие сновидения, причем основополагающее событие"25.

    Сны, в сущности, мне не принадлежат, поскольку тот, кому они принадлежат - временный гость в этом теле, пусть даже мой собственный десант, "я - представитель", тихо отслаивающийся в небытие. В океане сновидений Я уступает свою форму и модальность голодным духам - благо, навык делегирования прекрасно отработан в операции fort/da. Ребенок забрасывает привязанную катушку, и потом подтягивает ее к себе: агент возвращается с донесением. Пример, предложенный Фрейдом, не случайно стал самой мощной моделирующей системой освоения мира. Лакан построил на нем свою алгебру "маленького объекта" petit a, вполне шпионологическую теорию познания. Но в данном случае "petit a" не возвращается назад: Я сновидца заранее приготовлено к от-знаванию и от-чувствованию, оно есть "смертник" по определению.

    Итак, основная операция группы СМЕРШ выглядит следующим образом. Требуется обезвредить свернувшийся в кольцо обрывок ненастоящего времени, который ведет себя воистину как голодный дух, пытаясь субъективизироваться во что бы то ни стало. Ему и предоставляется его вожделенное, форма Я - но это приманка, разновидность уже упоминавшейся false-self system. Чужой заманивается в отплывающий кораблик, предназначенный к затоплению, в пустую оболочку, которая развеется с первыми лучами дневного света.26 Сновидение выступает как основной прием контр-разведки Dasein, осуществляющий нейтрализацию агентуры Чужих, уже пробравшихся через иммунную систему (таможню) Я. Семена сорного времени, потерявшие всхожесть, т.е. способность давать ростки будущего27, отреагируются естественным образом. Через сон идет "отзнавание" повседневных "первичных сцен" - обиды, зависти, ревности, вины. С помощью массированной ночной операции Dasein удается отвязаться от этих навязчивостей: утро вечера мудренее.

    Поэтому наряду с трансцендентальным субъектом познания (Я-познающее), в единство Я входит и трансцендентальный субъект развоплощения конкурентов - от-знавания. Поскольку данная инстанция или является подсистемой штирлица, или находится с ним в теснейшем симбиозе, ее можно назвать "мюллером" - в самом деле, для внутренней службы безопасности Dasein трудно предложить лучшее название. И хотя рабочий механизм отзнавания не менее сложен, чем трансцендентальный субъект познания, а последствия его поломки могут быть просто катастрофическими (утрата аутентичности, безумие) - мюллер, тем не менее, остается в тени, как и положено мюллеру. В силу общей неразработанности шпионологического дискурса, наши сведения о деятельности мюллера крайне скупы: его служба и опасна и трудна, и на первый взгляд как будто не видна, а между тем - непрерывная реставрация охранных рубежей Я, обезвреживание проникших агентов обеспечивают рутинное благополучие в форме Я, простую длительность подлинного субъекта во времени. Стоит не распознать во-время кристаллизацию какого-нибудь квази-субъекта из структуры застоявшегося времени - и последствия не заставят себя ждать. Если не удается вытеснить агента в подсознание - ибо он многолик и навербовал сторонников, не удается продлить его законспирированность и постепенно перевести ее в сублимацию (т.е. устроить ему "парадокс шпиона"), не удается вывезти в челноке Я-сновидца и затопить в океане сновидений, - это значит: мюллер спекся.

    Приходится обращаться к помощи Другого, прибегать к психоаналитической процедуре - увы, протез не лучшая замена естественному органу. К тому же, даже и эти ограниченные возможности психоанализа имеют смысл только на ранних стадиях образования навязчивостей: Фрейд честно предупреждал, что его метод годится только для неврозов, но не для психозов.

    Итак, посмотрим, что же происходит, когда Dasein не справляется с проникшим на его территорию агентом (агентами). Метаморфоз Чужого развертывается последовательно, по всем правилам агентурной работы. Сначала сверхценная идея, вытесняя прочие мысли из настоящего (времени) начинает доминировать в аналитическом круговороте, подсовывая только себя трансцендентальному субъекту. Затем она проникает в моторику (навязчивые действия, длинные цепочки шизофренической ритуализации и т.д.). Она все чаще высказывает себя - а Dasein, бедняга, думает, что высказывает себя, а не ее (его). Наконец - итоговая диверсия, перерезание коммуникаций между всеми подсистемами, расщепление Я.

    Территория Я, захваченная Чужим или Чужими, это Terra Schizophrenia, порабощенная страна, где отменено течение времени и нет ни прошлого, ни будущего, ни настоящего, а царит зацикленное в дурном бессмертии ненастоящее: вечное "одно и то же", мания, одержимость. Шизофреник психически и экзистенциально не стареет, поскольку ему нечего предъявить к проживанию-в-будущее. У квазисубъекта принципиально отсутствует внутренняя достоверность возраста.

    По существу, вечную жизнь Чужого ограничивают лишь биологические ресурсы организма - (не)собственного тела, или Брата Осла, как называл его Франциск Ассизский28. И здесь трудно удержаться от напрашивающегося вывода: чем дольше длится заброшенность Dasein, его пребывание в мире, тем более возрастает вероятность роковой ошибки, допускаемой, например, в работе сновидений, да и в других отделах контр-разведки и погранслужбы. Соответственно, возрастает угроза решающей диверсии и последующей оккупации Чужим. И коль скоро экспансия империи Terra Schizophrenia радикально пресекается лишь отмиранием захваченных тел, то возможно, что слишком медленное продвижение человечества к своей сверхзадаче - к модернизации или замене самого слабого лимитирующего звена - органического носителя Я, тела - имеет немалый смысл29. Упрямство глупого Брата Осла по отношению к понуканиям своего умного младшего Брата Погонщика не потому ли так велико, что вызвано нежеланием возить Чужого седока?

    Далее. Нельзя не заметить явный параллелизм между персонажами демонологии и агентами, проникающими во внутренний мир Dasein. Две общие черты можно выделить сразу же. Во-первых, виртуальное бессмертие обитателей Оно (бессознательных мотивов) и проникших в него агентов явно коррелирует с дурным бессмертием призраков, вампиров, голодных духов и прочих кощеев. Характерно, что мифы и сказки практически никогда не сообщают о естественной смерти представителей потусторонних сил - обычно речь идет об их принудительном развоплощении. Появляется герой, который либо отправляет нечисть в могилу вместе с обезображенным, уже ни на что человеческое не годным телом - либо возвращает захваченную плоть законному владельцу. Психиатрия пока тщетно ожидает явления такого героя.

    Во-вторых, все потусторонние существа психологически просты, или, лучше сказать, атомарны. Для них характерно нулевое самосознание, полностью совпадающее с функциональным предназначением. Точно таковы и наши агенты: в целостной картине психической жизни они создают осложнения, но сами по себе они элементарны. Как мономеры, входящие в состав сложной органической молекулы. Обратимся вновь к Фрейду, пока еще не превзойденному знатоку внутренней контрразведки Dasein: "Если такая психическая организация как болезнь существует длительное время, то она ведет себя в конце концов как самостоятельное существо, она проявляет нечто вроде инстинкта самосохранения, образуется своего рода modus vivendi между нею и другими сторонами душевной жизни, причем даже такими, которые, в сущности, враждебны ей"30. Это верно. Но очевидно и другое - как "самостоятельное существо" болезнь никогда не дотягивает до реальности субъекта, она остается типичным квазисубъектом с нулевым самосознанием, демоном, пребывающим в аватаре ракшаса.

    Опираясь на эти два пункта, продолжим сопоставления в поисках сходств и различий. Приглядевшись, можно заметить, что демонология и психология как бы описывают разные стадии метаморфоза. В волшебных сказках и фильмах ужасов мы сталкиваемся с диссеминацией Чужого, уже "проросшего из семени (споры)" и меняющего плоть как перчатки. Психология (психиатрия), напротив, занимается почти исключительно ранней стадией метаморфоза, когда невротический агент не стяжал еще ни одной субъектной характеристики, еще не отпал от породившего (или вскормившей) его психики и представляет собой некую особенность поведения.

    Такой разности акцентов есть свое объяснение. Дело в том, что только ранняя стадия метаморфоза Чужого проходит в среде психического и может быть названа психической стадией. Но когда вызревание заканчивается, и из кокона психики вылупляется готовый квазисубъект, монстр, его деятельность уже не поддается описанию в категориях психологии, ибо его собственная "психика" атомарна, определяется простой, далее не разложимой формулой типа "ах, как я зол", "ох, как я велик", "меня хотят убить" и т.д. При этом предыдущая среда обитания, в которой происходило окукливание, теперь напрочь разрушена и представляет собой "остаточную психику", по существу - руины того, что некогда было субъектом.

    И здесь юрисдикция психологии заканчивается, поскольку кончается сама сфера "Психе", здесь царство простейших... Остаточная психика шизофреника претерпевает коллапс, автономные территории лишаются права автономии: нет человека более цельного чем маньяк. Именно он может узнать только то, что "уже знает" и понять лишь то, что "уже понимает": агент по кличке Dasein и агент по кличке Чужой в равной мере непсихологичны как агенты, только один из них имеет внутренний мир, а другой (Чужой) - не имеет. Психология прежде всего наше внутреннее дело, а коли нет никаких внутренних дел, то нет и психологии (монада Psyche отсутствует).

    Нечувствительность современной философии и психологии к шпионологическому измерению препятствует пониманию метаморфоза в последовательности (или непоследовательности) стадий. Диалектика, как некая частная процедура, описывает только такие трансформации, где из любой произвольно взятой точки траектории видна точка старта. Между тем, путешественнику, вышедшему из царства Психе, назад тем же путем уже не вернуться. Общий случай метаморфоза не сохраняет стартовой точки: эпилептический припадок не связан следом памяти с соседними модусами проживания, он не из этого биографического единства - его время не расходуется в манифестации, а значит не приобретает никакого иноприсутствия. Нельзя помнить того, что не осталось в прошлом, того, что не дано ни в каком иноприсутствии. Диалектика описывает процессы, связанные имманентностью переходов в некой единой процессуальности, но она теряется и спотыкается, сталкиваясь с радикальной заброшенностью, с каким-нибудь строгим метаморфозом, когда течение собственного времени прочно перебивается временем чужого.

    К классу таких метаморфозов относится, например, метемпсихоз - душа ничего не помнит о прежней аватаре, воплотившись в новую - или довольствуется "воспоминаниями", которые сфальсифицированы резидентом (супершпионом). Сюда же относятся раздвоение личности, припадок, амок, сон и пробуждение...


    7. Подвиг разведчика

    Terra Schizophrenia. Выжженная земля. Ослабевший штирлиц как тень перемещается от стены к стене - он даже не знает, в тюрьме он или в лабиринте - во всяком случае, где-то в глубоком подполье. Все захвачено или разрушено Чужими - они пользуются теперь бесхозным имуществом Я. Штирлиц слеп, ибо смотровое окошко сознания захвачено Чужим уже давно - с тех пор все данные восприятия поступают к Одержимому; точнее говоря, к Одержавшему, к Победителю.

    - Зачем они ему, - думает штирлиц, - ведь практически вся информация внешнего мира избыточна для этого монстра. Вся моя иерархия целей, глубина замыслов, вся автономия отдельных способностей не нужна этому захватчику, застрявшему в своей мономаниакальной идее.

    Кричать, взывать к кому-нибудь бесполезно, да, собственно, и нечем кричать - штирлиц глух и нем. Штаб-квартира Я оккупирована - разумеется, занята и радиорубка, речевой центр Dasein. Чужие поочередно выкрикивают моим голосом какие-то глупости, при этом размахивают моими руками. Осталась тень: я теперь как голодный дух, думает штирлиц.

    Степь да степь кругом.

    Но надо пробиться к передатчику, попробовать выйти в эфир - это единственная надежда.

    Уже не первый раз штирлиц пытается проникнуть в штаб-квартиру, но вслепую, на ощупь - разве пройдешь? На рубежах сознания встречает стража - и сбрасывает вниз, в чертог теней, к слепым ласточкам. Подлые пограничники! Когда-то ведь неплохо служили штирлицу, подстраховывая дальность броска... Вновь звучат пропущенные когда-то мимо ушей слова мюллера, звучат тихо, как только способен передать их внутренний голос внутреннего голоса:

    - Никому нельзя верить.
    Даже себе.
    ...........
    Мне - можно.

    Золотые слова. Поздно, слишком поздно.

    Однако час выбран удачно, кажется, ранний рассвет, точка перегиба всякого метаморфоза. По фоновой вибрации передатчика штирлиц угадывает порог Штаб-квартиры. Стража до сих пор не спохватилась. Есть шанс. Собраться с силами - во что бы то ни стало.

    Невероятно, пройдены все посты. Еще мгновение - есть! штирлиц прильнул к смотровому окошку сознания. Свет по векам ударил, трубы зазвучали, подключились блоки оперативной и долгосрочной памяти. Впервые за несколько лет восстановлена полнота присутствия Dasein. Но надо спешить. Не то слово, нельзя терять ни минуты. Передатчик Dasein по всем частотам начинает транслировать сигнал бедствия. Сигнал - мольба о последней надежде с Выжженной Земли, он не изменился с тех пор:

          Я, Гея-Земля, взываю к Тебе -
          О, Зевс-Громовержец, спаси что осталось...

    Задумчивый психиатр смотрит на пациента. Опять новый голос, какой-то незнакомый, совсем охрипший. Опять никакой логики. Delirium. Обострение. Придется завтра госпитализировать.

    Ясно, помощи ждать не приходится. Вот если бы был экзорцист, умевший изгонять Дьявола, - но та техника уже никому более не ведома. Этот даже не понимает, кто говорит. Ему и невдомек, что речевой центр захватывается в первую очередь - сразу после Диверсии. И вместе со всеми подсистемами, с инстанциями резонов и аргументаций.

    Все, передатчик отключен - больше ни слова. Теперь действительно последний шанс. Разведчик включает правую панель моторики. Скорее, надо успеть. Чужие уже ломятся в Башню - спохватились, гады. Ноги слушаются плохо, руки едва шевелятся, дыхание сбито. Понятно, почему маньяк такой сильный - ему ведь не жаль этого тела.

    Добрести до дома. Так. Где-то была веревка. Вот она. Не до мыла, поздно. Выдержит ли крюк? Штирлиц снова слеп - чужие отключили восприятие с левой панели. Но веревка затянута: сейчас, негодяй, сейчас, сволочь. Матахари, хватило сил, табуретка упала. Все, Чужой уничтожен.

    Из книги "Иллюзион Времени"

      Примечания

      16 Foucault M. Surveiller et punir. P., Seul. 1975.

      17 Foucault M. The History of sexuality. Vol. 1. NY. 1978. P. 86.

      18 Lacan Jacques. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analisis. NY. 1978. P. 75.

      19 Baudrillard J. America. L.-NY. 1988. P. 9.

      20 Буковский В. И возвращается ветер. М. 1990. С. 91-92. Буковский, минуя "первую истину" экзистенциальнго шпионажа (о том, что каждый есть шпион, заброшенный в мир), совершенно определенно усматривает "вторую истину": "Получалась какая-то нелепость - наше членство в подпольной организации делало нас совершенно безопасными для властей. Так, глубоко законспирировавшись и для камуфляжа вступив, например, в партию, человек может преспокойно всю жизнь прожить. Работать, ходить на партийные собрания и, практически, поддерживать эту власть. Для пущей конспирации можно даже в КГБ поступить на службу!" (там же, с. 93). Иными словами, парадокс шпиона не укрылся от внимания опытного диссидента.

      21 Lacan J. Ecrits: A Selection. NY. 1977. P. 61/271.

      22 Хайдеггер. Бытие и время. ╖ 34.// Работы и размышления разных лет. М. 1993. С. 26. Перевод А.В.Михайлова незначительно модифицирован.

      23 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М. 1991. С. 346.

      24 Там же.

      25 Hillman J. The Dream and the Underworld. NY. 1979. P. 102.

      26 Во сне всякий нормальный человек уступает место шизофренику, или, потенциальному шизофренику, тем самым избавляя свое бодрствование от этой патологической угрозы.

      27 Фрейд говорил о виртуально-бессмертных обитателях Оно, но в поисках более точного описания можно обратиться к Гегелю, описавшему "дурную бесконечность" - упрямое, безостановочное перечисление одного и того же. В данном случае мы как раз имеем дело с такой разновидностью дури - с дурным бессмертием.

      28 Тема Брата Осла рассматривается в ряде работ Б.В.Маркова.

      29 Если бы бессмертие физического тела было обретено сейчас, оно было бы бессмертием не для себя, а для захватчика, Чужого. Пока теория экзистенциального шпионажа делает лишь первые шаги, синтез тела должен быть приостановлен: в грядущее бессмертие нельзя проносить роковые имена, это слишком опасно.

      30 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М. 1991. С. 245.


      "Митин журнал", вып.55:                      
      Следующий материал                     




Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Митин журнал", вып.55 Александр Секацкий

Copyright © 1998 Александр Секацкий
Copyright © 1998 "Митин журнал"
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru