Виктор СОСНОРА

ОТКУДА ВЫ ЗНАЕТЕ

Интервью Сергею Спирихину


        Митин журнал.

            Самиздат.
            Вып. 41 (сентябрь-октябрь 1991).
            Редактор Дмитрий Волчек, секретарь Ольга Абрамович.
            С.109-111.




    - Откуда Вы знаете: это хорошо, это плохо; критерий вкуса - в Вас, в культуре?

    - Вопрос, во-первых, задан неправильно. Что такое культура? Культура давно превратилась в цивилизацию, а цивилизация - это никакая не культура, это этика, мораль, помойка, Невский проспект... там вообще нет критериев... Что такое культурно? собираются какие-то в белых рубашках (а белые рубашки - это культура гангстеров) и пьют какие-нибудь "слезы шимпанзе" и рассуждают: это культурно, это не культурно... культура придумана обществом, чтоб никто никого не тронул: я никому не желаю зла и мне не желайте зла. Культура к искусству не имеет никакого отношения. Искусство - это преступление, художники, Шекспир, например, это преступники: у Шекспира - горы трупов, это бессмысленно: 37 трупов за одну пьесу! зачем они? Искусство не делают культурные люди, его делают выродки, такие, как Маяковский. Что такое "Облако в штанах"? "Наполеона поведу на веревке, как мопса!" - зачем? Культурные люди такого никогда не делают. Или Набоков. Все, что он писал, это ерунда, одна "Лолита" - книга, потому что он совершал преступление против искусства, против культуры и всех маленьких девочек.



    - Культура развивается или ее качество неизменно?

    - Опять эта культура... Культура развивается в худшую сторону, вниз... если сравнить римскую литературу и советскую литературу...



    - Много ли в культуре ложных ценностей?

    - Все.



    - Писателю необходимо быть философом жизни?

    - Кто тебе сказал, что писатель философ жизни?

    - Вы.

    - У меня метафоры, а метафоры - это не философия жизни.



    - Какими качествами должен бы обладать литератор?

    - Крепкими ногами, крепкими руками, отличной печенью и всем остальным, что нужно бы назвать в первую очередь. Нужно быть спортсменом, чтобы заниматься литературой. У Байрона были здоровые кулаки, он ими дрался: как даст этим по мозгам - так они все летят - вьють... Уайльд ходил в 16 лет в матросской куртке по кабакам Лондона, тоже был здоров, и психически и культурно... они все родились в культуре, им не надо было тянуться к культуре, они, наоборот, не как рабочие, которые - тянутся к культуре, - они били этих рабочих по мордам.



    - Будущее литературы непредсказуемо?

    - Предсказуемо. Существуют вершины, на которых есть люди, эти вершины останутся, настоящая литература будет такого же качества.



    - Общечеловеческое - враг художественного?

    - Враг. Только личное художественно. Правда, можно найти что-то свое в религиях, например, как нашел Толстой, но только он нашел - тут же его и отлучили.



    - Вы относитесь к жизни серьезно? Ее необходимо переживать?

    - Необязательно. Она не стоит, чтобы ее переживать, если куда- то тянет, вверх, вниз, можно уходить... но это уже другой разговор... я не отношусь к жизни серьезно.



    - Тема: поэзия и смерть. Что Вы скажете?

    - Это как понимать? Поэзия смерти? Гений и безумие? Гений и безумие - это обывательское представление... Я знал 100 гениев, из них только 5 болели шизофренией... физики, например... им нужно работать, им некогда сходить с ума... а сумасшедший не может быть кем-то: как только человек замечает, что у него что-то не в порядке - он бросает работу, он садится в сумасшедший дом и ничего не делает.



    - В чем Ваш феномен?

    - Не знаю... В психической организации, другой тип психики. У Пушкина - другой тип психики, чем у Ломоносова, у Хлебникова - иной, чем у Пушкина. Вознесенский хорошо пишет, но у него психика столетней давности. Нужно отличаться именно психическим складом, чтобы что-то сделать.



    - Так ли важно, чтобы твои писания были известны людям?

    - Слова - это такая вещь, что, если появляется новое слово, его обязательно слышат, его невозможно утаить... в философии, в эстетике, там еще можно писать для себя.



    - Чтобы занять должность гения, нужно, чтобы тебя выбрал народ?

    - У народа свои гении, эти - Горький и т.д. Бодлер открывал вечер чтением Клейста, Клейста знал один Бодлер и говорил ему, что, Клейст, ты - гений. Этого Клейсту было достаточно.



    - В чем причина редкости искусства высокого качества?

    - В чем причина? В чем причина редкости красивых женщин? Не знаю. На Советский Союз их три... к ним невозможно подобрать окружение, они не вписываются никуда, одну снимали в кино, у Ионеско: ничего не получилось, после мучительных проб взяли подурнее... кино пошло как по маслу.



    - Спасибо.

    - А чего это ты все задаешься вопросами? Зачем тебе эти вопросы?


    "Митин журнал", выпуск 41:                      
    Следующий материал                     





Вернуться на главную страницу Вернуться на страницу
"Журналы, альманахи..."
"Митин журнал", вып.41 Виктор Соснора

Copyright © 1998 Сергей Спирихин
Copyright © 1998 "Митин журнал"
Copyright © 1998 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru
Яндекс цитирования