Эдварда КУЗЬМИНА

Давай, Крош, действуй!

Автор сценария А. Рыбаков. Режиссёр-постановщик Г. Оганесян.
Приключения Кроша.
Киностудия имени М. Горького, 1961.

Э. Кузьмина. Светя другим:
Полвека на службе книгам

    М.: ИД ╚Юность╩, 2006.
    Обложка Вадима Калинина
    (по мотивам М. К. Чюрлёниса)
    ISBN 5-88653-079-7
    С.208-209.
    /Раздел «И не только о книгах»/



            Хорошо мчаться за рулем! Ветер в лицо, в ушах звучит задорная музыка. Шоссе рвется навстречу. Под колеса стремительно бросаются... надписи: «Приключения Кроша»... Киностудия имени М. Горького... Автор сценария А. Рыбаков, постановщик Г. Оганесян...
            Веселое мелькание букв прервалось. Но радость движения, мечта о скорости, о ветре ворвались в фильм и поселились в нем надолго.
            Да, поводить машину — это здорово! Однако в гараже, куда пришли на практику герои фильма, школьников не сажают за руль. А у Сережи Крашенинникова, или попросту Кроша, как назло, нет «технических наклонностей». Но взрослая, не всегда понятная жизнь гаража прочно захватывает его мысли.
            Шофер Лагутин подменил амортизаторы, чтобы новые загнать «налево». Для Кроша это обман государства. А Игорь, лучший ученик в классе, снисходительно объясняет: «Подумаешь! Маленький бизнес...» Когда ребята самовольно взялись вести машину, дело кончилось аварией. А выговор объявлен шоферу Зуеву, который отвечал за поездку. Где справедливость? Крош рвется в бой, доказывает директору, что тот неправ.
            Эта мальчишеская воинственность и наивна, и благородна. Игорь же посмеивается — тут «высшие соображения»: если директор не найдет виноватого, он должен влепить выговор... сам себе. Игорь считает, что постиг дипломатию взрослых: высокими словами можно прикрыть мелкие шкурные интересы. И сам он уже умеет лавировать, спасая репутацию, когда нужно, отречься от своих слов, свалить вину на друзей.
            А. Рыбаков показал, как начинаются маленькие карьеристы. И говорить с подростками по-честному об этих недетских вещах очень важно. Потому-то беспокойный Крош и «благоразумный» Игорь так быстро перешли со страниц повести и на сцену Центрального Детского театра, и на экран.
            У каждого искусства свои приобретения и потери. Быть может, в театре полнее раскрывается характер героя: Крош на сцене как бы поверяет все свои раздумья... сам себе, а рядом с ним на маленьком экране — всегдашний Крош. И один обогащает другого.
            В фильме нет такого выразительного приема. Но режиссеру удалось добиться цельности, слаженности всех элементов. Нераздельно слита с деятельной, бодрой атмосферой фильма музыка А. Волконского. Операторы В. Гришин и В. Дульцев явно влюблены в Москву: светлым аккордом вошли в фильм солнечные, радостные кварталы Юго-Запада, просторные, оживленные проспекты. Вся Москва — такая молодая, еще в росте, в становлении; но лучше всего — сами ребята. Их играют не актеры, а школьники. Играют удивительно свободно, естественно, непринужденно. Их жесты, походка, улыбки — все непосредственно, все прямо из жизни. С экрана веет молодостью, свежестью.
            И зрителю хочется, прощаясь с неугомонным героем, повторить последние слова фильма: «Молодец, Крош! Давай, Крош, действуй!»


Советский экран, 1962, ╧10, с.11.



Сайт Эдварды Кузьминой «Светя другим:
Полвека на службе книгам»
Следующая статья


Copyright © 2006√2011 Эдварда Борисовна Кузьмина
E-mail: edvarda2010@mail.ru