В моей жизни. Сетевой журнал литературных эссе.
страница выпуска / страница автора

музыка в моей жизни / 30.12.2005

  • Игорь Вишневецкий
    (Прислушиваясь к шуму ветра)

            Родившись с обострённостью слуха, я понимаю, чем всё завершится.
            Шелушенье ландшафта, теней оживающих мыслей — по окоёму бессонного мозга, — вставших на цыпочки, тихо глядящих в глаза (в час тревожной тоски перед утром).
            Формы предметов осциллируют.
            Это больше, чем ветер.
            Вероятно, это и есть та музыка, что затопит собой всё пространство.
            Ударяя в меня изнутри: на отрезке от стоп до груди, заставляя вздрагивать руку пониже локтя.
            Потому-то все звуки представляются как бы расчерченной партитурой с голосами разной подсветки:
            фортепиано почти всегда светло-серое, синие скрипки, густо фиолетовые виолончели, тёмно-серые (почти чёрные) контрабасы, оранжевые тромбоны, золотисто-жёлтые трубы, коричневый голос гобоя, красноватый — рожка, белый грохот литавр.
            Видя в предутренней дрёме цвета́, я представляю себе их звуковую и нотную запись.
            В ней отсутствует напрочь зелёный — в силу вторичности? — солнце, про́литое в тёмно-синее.
            Вот оно, восходя, ожигает углы обострённого слуха. Или зрения. Что, в общем, одно и то же.
            Ветер сгибает углы зеленеющих — синее в золоте — елей и пихт: между окном моей комнаты и заоконным, коричневатым зданьем.
            Озеро тоже блестит — серебром амальгамы-челесты.
            Я не раз и не два представлял себе в отрочестве, как стал бы записывать музыку, а потом записывал: синим и чёрным на разлинованной нотной бумаге.
            Музыкант (композитор) слышит звуки всегда вертикально — от басового чёрного, в нутряной глубине, почти уходящего в землю — вверх до ультразвуковых завихрений или — наоборот — сверху вниз, как съезжание тонов, их скольженье во влагу утробы.
            Ну, а ветер — прорывы в срединное поле из-за верхнего за и из-под нижнего вне.
            Невозможно представить себе мир без лестницы звуков. Существа на последней ступеньке глядят в телескопы на кольчатых — тех, что внизу. И анархия — даже не ветер, а только провалы немот.
            Форма меня осциллирует. Как и звуки или предметы.
            Главный страх — вдруг не выдержу, лопнут все перепонки. И останется плавкость: размытый рубеж между цветом, звуком, сознаньем. Вот тогда-то на гладком, оструганном и проолифленном тёплом квадрате доски обозначатся образы звуков.
            Те же, кто не обрёл никакого звучанья, — расплавятся в фон.
            Это будет присутствием музыки в зрении цвета, мотивом разбуженной жизни.
            Остальное — попытки схватить, удержать незаписываемое.
            Шум, который вовне и внутри.

  © 2005 «Вавилон» | e-mail: info@vavilon.ru