ПРЕСС-РЕЛИЗ
Всероссийского конкурса хайку

            Всероссийский конкурс поэзии хайку был объявлен летом 1998 года по инициативе Посольства Японии в России (советник по культуре г-н Кейдзи Идэ) при содействии газеты "Аргументы и факты" (главный редактор г-н Владислав Старков). На протяжении полугода читатели газеты присылали в редакцию газеты свои сочинения в жанре хайку. На конкурс было подано около 12.000 текстов (без учета работ, далеко отклоняющихся от формального канона хайку). В конкурсе приняли участие жители всех регионов России (с некоторым преобладанием Москвы, Петербурга, Урала, Дальнего Востока), стран СНГ, Дальнего Зарубежья, люди разных профессий, представители всех поколений – от 6-летних детей до тех, кому перевалило за 80 лет. Среди участников были и заметные фигуры культурного мира – известный поэт и переводчик Владимир Микушевич, знаменитый театральный режиссер Андрей Житинкин, – но абсолютное большинство участников конкурса составили не профессиональные литераторы, а любители литературы. Многие из них в своих письмах отмечали давнюю любовь к японской поэзии, знакомой по переводам Веры Марковой, другие, напротив, признавались, что из объявления в газете "Аргументы и факты" узнали о поэзии хайку впервые и были сразу увлечены новыми возможностями самовыражения, которые она предоставляет.
            В феврале 1999 г. к работе приступило жюри конкурса. Рабочей группой в составе Алексея Андреева, Данилы Давыдова и Дмитрия Кузьмина был произведен предварительный отбор текстов. Лучшие 400 работ взрослых участников и лучшие 35 работ детей от 6 до 16 лет были оценены каждым из семи членов жюри по 10-балльной системе. Голосование проводилось отдельно по каждому тексту, независимо от того, сколько работ данного автора попало в финальную часть конкурса. Результаты были просуммированы, и ко 2 июня 1999 г. были подведены итоги. Первое, второе и третье места получили работы, имеющие абсолютно лучшие суммы баллов. Выигравшее конкурс хайку Марины Хаген (Челябинск) получило первое место у трех членов жюри и второе у еще двух, набрав в сумме 56 баллов из 70 возможных. Другой рекорд принадлежит Сергею Зороховичу (Ленинградская обл.), один из текстов которого занял третье место: четыре его работы оказались в верхней части турнирной таблицы, дающей право на диплом конкурса. Второе место жюри присудило Вере Эсауловой (Петербург), третье разделил с Зороховичем Борис Косенков (Самара). Дипломантами конкурса стали авторы работ, отмеченных как достойные победы двумя и более членами жюри и при этом набравшие достаточно высокую сумму баллов у остальных судей. В детском конкурсе жюри, вновь практически единодушно (3 первых и 2 вторых места, 50 баллов из 70), отдало победу 6-летнему Алеше Киященко из Белгорода.
            Среди работ, получивших высокую оценку жюри, есть тексты, достаточно точно следующие стилевым и содержательным основам поэзии хайку, есть и стихотворения, довольно далеко уклоняющиеся от этой традиции в ее исконном понимании; жюри, тем не менее, сочло возможным отметить и такие работы, поскольку они тоже представляют собой плод воздействия японской культуры на русскую: три строки свободного стиха – форма, навсегда связанная в русском литературном сознании с японской традицией.
            Классическая поэзия хайку в Японии сопряжена с необычайно важным и тесным общением человека с природой; отрадно было увидеть, что эта способность не утрачена и в России: многие авторы находят возможность по-новому, под необычным углом зрения взглянуть на привычные картины природы, открыть в них нечто созвучное сердцу. В других работах предметом пристального взгляда автора становятся городские пейзажи, мир техники, вещи домашнего обихода. Некоторым авторам удается вложить в три строки любовные переживания и философские раздумья; даже среди произведений, вызванных к жизни социальными проблемами, кипящими в обществе политическими страстями, иные поднимаются над злобой дня и обнаруживают присутствие подлинно художественной выразительности. Ряд работ не лишен юмористической или иронической окраски, приближаясь уже к другому жанру японской поэзии – сенрю. Словом, в числе участвовавших в конкурсе стихотворений – поэзия на все вкусы, вплоть до самого взыскательного.
            Что же так привлекло множество россиян в экзотической, казалось бы, стихотворной форме? Думается, что лаконичность и простота хайку позволили многим справиться с естественным страхом: смогу ли я, не будучи профессиональным писателем, сочинить настоящее, пускай маленькое, литературное произведение? Конечно, простота и доступность поэзии хайку – во многом кажущаяся. Но первоначальный момент раскрепощения очень важен: ведь и в самом деле занятие поэзией – не обязательно удел избранных: всякий, кто не пожалеет сил, всматриваясь и вдумываясь в лучшие творения мастеров прошлого и настоящего, упражняя свое перо, – может добиться определенного успеха. Недаром в Японии умение сложить хайку или танка считалось обязательным для культурного и образованного человека. И, кстати, неслучайно с таким интересом откликаются на поэзию хайку дети, а талантливые учителя замечательно используют ее для развития у школьников эстетического чувства (среди присланных на конкурс детских работ есть и плоды трудов таких учителей).
            Разумеется, проведенный конкурс – важная, но далеко не последняя ступень мирного вторжения хайку в Россию. Хочется, чтобы не пропало множество интересных стихотворений, присланных на конкурс (а их гораздо больше, чем победителей и дипломантов). Хорошо бы сопоставить работы поэтов-любителей с сочинениями профессионалов (некоторые из них уже не один десяток лет отдают свой талант русскому хайку)... И хотя много ценного и интересного в этом направлении делают и журнал поэзии "Арион", и уникальный интернетовский журнал "Лягушатник", специально посвященный хайку, – дело за новым российским изданием: журналом или регулярным альманахом хайку. Надо надеяться, что конкурс даст решительный толчок его появлению.




Всероссийский конкурс поэзии хайку

Copyright © 1999 Кузьмин Д.В.
Copyright © 1999 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru