Дмитрий Кузьмин

    Ответы на анкету ╚Литература и кино глазами известных писателей и деятелей культуры╩

    2007

    1. Самая недооцененная, на ваш взгляд, книга столетия? (ХХ век)

    Боюсь, в русской литературе таких книг слишком много – просто потому, что вся история русской литературы XX века создавалась в рамках советской идеологической рамки. А теперь система репутаций уже настолько закостенела, что крайне трудно забыть про советские тиражи и советские регалии и начать разбираться заново – выясняя при этом, например, что во времена очно-заочного состязания Солженицына с Георгием Марковым жил и творил русский Джойс Павел Улитин.

    2. Самая переоцененная книга столетия? (ХХ век)

    "Тихий Дон" – унылая конъюнктурная жвачка, писанная суконным языком с нелепыми и аляповатыми украшениями в произвольных местах и на долгие десятилетия заслонившая гениальный (и конгениальный эпохе) эпос Платонова.

    3. Если бы в школьной программе решено было оставить только одну книгу, какую бы выбрали вы?

    Чудовищный вопрос. Книг должно быть много – тогда, соотнося себя с очень разными мирами и точками зрения, человек научается определять координаты собственной индивидуальности. Если книга только одна, будь то Библия или "Майн кампф" (т.е. независимо от собственных свойств этой книги), – то она всегда орудие тоталитарного программирования.

    4. Какая книга, на ваш взгляд, точнее всего отражает современность? (то, что для вас лично является сейчас современностью)

    Текущий исторический момент – последнее десятилетие – по-прежнему сборник прозы Станислава Львовского "Слово о цветах и собаках" (М.: НЛО, 2003). Особенно на фоне вялой рутины, выдаваемой в последние пару лет за некий "новый реализм".

    5. Ваше самое сильное литературное впечатление за последний год?

    Если чуть слукавить – то сборник стихов Бориса Херсонского "Семейный архив" (прочитал-то я его в 2005-м, в рукописи, но опубликовал в 2006-м).

    6. Какая книга запомнилась вам как очень смешная?
    7. У какого писателя, на ваш взгляд, лучшее чувство юмора?

    Вот про себя я точно знаю, что чувство юмора у меня не лучшее. Но когда публике смешно – мне, как правило, не смешно. Ценю смех тогда, когда он либо предваряет анализ, либо граничит со слезами. В прозе такого, пожалуй, давно не читал, в стихах последних лет не устаю от аналитического смеха Алексея Верницкого и с удовольствием открыл для себя Федора Сваровского.

    8. Над какой книгой вы плакали?

    За последние годы – только над некоторыми страницами из сборника малой прозы Линор Горалик "Не местные".

    9. Прочтя какую книгу, вы испытали острое сожаление, что не вы ее написали?

    Не бывает. Чужие книги люблю за то, что написаны другими.

    10. Самый яркий пример писательской бездарности.

    Они как-то быстро появляются и исчезают, я не успеваю следить. Вот несколько лет назад, помню, были Шаргунов и Денежкина. А сейчас ведь, наверно, уже другие какие-то?

    11. Кому бы лично вы дали Нобелевскую премию? (не важно, жив этот писатель или уже умер)

    Харьковский писатель Андрей Краснящих пару лет назад опубликовал альтернативный список лауреатов за всю историю премии – ей-богу, убедительнее реального: с Прустом, Кафкой, Целаном и Борхесом... Потому скажу лишь о недавнем: я очень жалею, что Нобелевскую премию не получил (хотя много лет рассматривался в качестве реального претендента) умерший год назад русский поэт Геннадий Айги. Это было бы сильнейшим допингом для нашей литературы.

    12. Какую книгу вы могли бы назвать любимой?

    В поэзии – бесконечно много, а если только из прозы... "Дар" Набокова, "Военный летчик" и "Планета людей" Сент-Экзюпери, "Выигрыши" Кортасара, "Трудно быть богом" Стругацких... Нет, тоже слишком много получается.

    13. Ваша любимая цитата (не обязательно – из художественной литературы).

    Слишком много. Впрочем... "Коржики лучше на вкус, чем на слух" (Дж.Харрис, "Сказки дядюшки Римуса")

    14. Ваш любимый поэт.

    Слишком много.

    15. Ваше любимое стихотворение (не обязательно – того же автора).

    Слишком много.

    16. Лучшая детская книга.
    17. Детская книга, которая была незаслуженно забыта.

    "Человек-горошина и Простак" Александра Шарова.

    18. Лучшая, на ваш взгляд, экранизация художественного произведения.

    "Зази в метро" Луи Маля по Раймону Кено.

    19. Худшая экранизация.

    Выключаю сразу, а потому не запоминаю.

    22 января 2007 года
    Опубликовано в журнале "TimeOut"