С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 –    )


(12.X.99 – 15.III.00)


1999
Октябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31


Ноябрь
Декабрь

2000

   30 октября 1999 г. 

        В Интернете открылся новый литературный конкурс. На первый взгляд эта новость не кажется столь существенной: пока имеющиеся сетевые конкурсы оставались фактом жизни сетевого же литературного сообщества, за пределами коего их миссия ограничивалась рекрутированием двух-трех новых авторов под знамена двух-трех (впрочем, вполне достойных) бумажных изданий (особняком стоят конкурс хайку в "Лягушатнике", а также последние "ТЕНЕТА", в которые, под новый состав жюри, пошли участвовать многие внесетевые по происхождению авторы – и, разумеется, выиграли, но не потому, что члены жюри их лучше знали (лучшее знакомство с автором совсем не гарантирует лучшего отношения к нему, часто даже наоборот), а просто потому, что в большинстве своем были действительно сильнее). Но объявленный прозаиком Даном Марковичем (лауреатом, кстати, тех же "ТЕНЕТ") конкурс "Афоня" – особый случай.
        Проект Марковича почти демонстративно противостоит нездоровой гигантомании, которой страдают практически все сетевые конкурсные проекты, а уж "ТЕНЕТА" в особенности (при обсуждении "ТЕНЕТ-2000" звучали – правда, потом как будто заглохли – совсем уже фантасмагорические идеи номинаций и разделов конкурса, задача которых – превратить его в конкурс всей и всяческой литературы, какая только может быть). Это конкурс короткого рассказа, причем неявно к жанровому ограничению добавлено стилистическое: премией объявлена картина художника-примитивиста, что, конечно, не может не оказывать влияния как на решение авторов участвовать (если, конечно, они мало-мальски культурно вменяемы), так и на угол зрения, под которым будет читать работы жюри (жаль, что состав его не объявлен, – впрочем, быть может, Маркович намерен обойтись своими силами, что тоже разумно). Камерность конкурса усиленно подчеркивается в положении о нем, и это вызывает симпатию: литературный проект выступает здесь в столь же приватном обличье, сколь приватны, по нынешним временам, сами занятия литературой.
        Первые поданные на конкурс работы на редкость родственны друг другу (разумею три рассказа трех женщин, не беря в расчет грамотную, но уж больно тривиальную притчу Александра Ромаданова). И "Письмо" Элины Свенцицкой – победительницы прошлогоднего Фестиваля малой прозы в Москве, и "Рыбы" Натальи Кузьминой (известной, в основном, своими верлибрами), и "Салют Победы" абсолютно мне неведомой Людмилы Костромитиновой строятся как сугубо заземленный, бытовой эпизод в основе, аранжированный эмоциональной возгонкой до очень высоких градусов экспрессии и в результате выламывающийся в пространство метафизики, в круг последних истин бытия. В сущности, именно эта схема лежит в основе художественного примитивизма, и в этом смысле все три текста очень точно попадают по адресу в данном конкурсе (хоть и совершенно не будучи примитивистскими по письму, достаточно, у всех троих, изощренному).
        Можно, конечно, предъявлять к проекту Марковича различные мелкие претензии (вплоть до совершенно невероятного готического шрифта в логотипе конкурса: как этот элемент, с позволения сказать, дизайна может сочетаться с поэтикой русского примитивизма – полная загадка). Но жест в целом глубоко симпатичен.

Александр Привалов




Вернуться на страницу "Авторские проекты"                К текущему дневнику


Copyright © 1999-2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Яндекс цитирования