С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


1999
Октябрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31


Ноябрь
Декабрь

2000

   20 октября 1999 г. 

        Говорят, мы живем в эпоху проектного мышления в искусстве. Если вдуматься, то что такое "проект"? Это примат замысла над исполнением. Ты придумал некий текст, а верней - некий способ его написания, и уже не так существенно, качественно или же спустя рукава ты исполнишь свою работу, неважно даже, по большому счету, будет ли работа исполнена, текст написан, - или останется чистый проект, формулировка идеи. Дмитрий Александрович Пригов пишет свои 24.000 стихотворений - что, кто-то будет пересчитывать? И что, существенно ли, чтобы это были 24.000 хороших стихотворений? Правда, в свое время Максим Ильич Шапир, звезда российского стиховедения, заявил, что обязуется прочесть все 24.000 приговских текстов, - на что Дмитрий Александрович тут же справедливо заметил, что это уже будет другой проект - проект Максима Шапира. Правда, в дальнейшем Д.А. рассказывал об инициативе Шапира уже как о части единого проекта (по умолчанию - приговского собственного) по созданию действующей модели поэта (ясно, что такая модель включает в себя и действующую модель читателя). И это тоже по-своему справедливо: логика проектного мышления подсказывает считать автором не того, кто осуществил некое действие в пространстве искусства, и даже не того, кто придумал осуществить это действие, а того, кто концептуализировал это действие, придумал, что оно значит.
        Забавным образом такой подход - апофеоз постмодернистского отношения к искусству - оказывается весьма традиционным, с почтенными корнями. В недавнем прошлом все помнят риторическую фигуру о том, что главное - это "величие замысла", - так вот, это и есть формула проектного искусства.
        Я подумал обо всем этом, размышляя о разнообразных проектах, покамест не перетекших в какую-либо иную фазу. Ведь, если вдуматься, наиболее простым и привычным видом проекта является авторская антология (тут мы близко подходим к японской традиции, для которой составление поэтических антологий - это как бы особый, гораздо более высокий, чем стихосложение, вид искусства). И даже странно, что эта просторная и бросающаяся в глаза экологическая ниша так слабо заселена. Правда, проводя логику проектного мышления до конца, ждать реальной, материализовавшейся в виде книги или сайта антологии особо не приходится. Однако проект - это ведь не просто брошенная вскользь идея: концептуализация должна быть развернутой, разветвленной, вписанной в культурный контекст. Не раз и не два, например, приходилось слышать об антологии стихов (и, подчас, прозы) о кошках (вариант: собаках, насекомых и т.п.), - но ни разу не было толком объяснено, что и почему должно войти в такую антологию, какая ее структура отвечала бы специфике материала, почему (оставляя в стороне любовь автора идеи к животным) такой проект важен и интересен...
        И тут напрашивается идея, выводящая на метауровень: проект каталога проектов, коллекция возможных антологий. Интерактивный элемент: недоработанные, слабо концептуализированные проекты могут подвергаться коллективной доводке на волонтерских началах.

Александр Привалов

От редакции

Можно рассматривать настоящий текст как официальное приглашение куратору нового проекта.




Вернуться на страницу "Авторские проекты"                К текущему дневнику


Copyright © 1999-2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru

Яндекс цитирования