С в о б о д н а я   т р и б у н а
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х   л и т е р а т о р о в

Проект открыт
12 октября 1999 г.

Приостановлен
15 марта 2000 г.

Возобновлен
21 августа 2000 г.


(21.VIII.00 -    )


(12.X.99 - 15.III.00)


2000
Январь

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31

Март
Февраль


1999

  5 января 2000 г. 


      БУМАЖНАЯ АРХИТЕКТУРА

        В первый рабочий день нового времени почта принесла мне книгу, датированную 2000 годом: С.Соловьёв. "Книга" (Москва-Петербург, Библиотека журнала "Комментарии", 2000). Так что вышло как по написанному. Буквально. Это весьма важное обстоятельство для сборника, в центре которого - проблемы фиксации и определения феномена времени. Для подобного поиска стиль Сергея Соловьёва, входящего в плеяду поэтов-метафористов (Парщиков-Ерёменко-Жданов; Аристов-Кутик-Соловьёв), подходит как нельзя лучше: герметичная метафорическая вязь есть не что иное, как зримое воплощение процессуальности. Пока курсор медленного зрения доползёт до конца строки, память, перегруженная чужими ассоциациями, зависает, и содержание строки стирается. В этой книжке, кстати, Соловьёв мыслит уже даже не строфами, но громадными массивами лирической прозы. Путаный синтаксис и троюродные отношения меж означающим и означаемым окончательно делают этот изящный квадратный томик вещью-в-себе. Это уже не поэзия и не проза, но нечто - между прозой и поэзией - как между прошлым и будущим - может быть, тем самым обретённым временем, которое по Прусту есть время постоянного творения-становления.
        Главная метафора времени здесь - архитектурный проект временного лабиринта. В наличии - рисунки и схемы, прочие артефакты, рассеянные по полю книги "Книги". Нечто подобное, но менее осмысленно и убедительно, однажды проделал Вознесенский, напечатав в "Юности" проект архитектурно-завирального "Поэтарха". Некоторую ясность вносит ссылка на полях на Гринуэя, с его патологической страстью к структурам и структуризации форм априорного опыта. Россыпи великолепных образов и сравнений ("а её дыхание было сродни растенью", "берег человека - губы") необходим скелет структуры, хоть какой-то, пусть имманентной логики. Для этого, в том числе, и нужен лабиринт.
        К финалу "Книги" Соловьёв, сплетавший венок из двух лирических циклов, перекладывая один другим, окончательно распростился со стихами и перешёл к рисункам и схемам. Полезный опыт преодоления ограниченности традиционного стихосложения - да, сегодня для того, чтобы быть стихами, стихи не должны ими быть. Поэтому - конспект лекции, напечатанной вверх тормашками (чтобы можно было читать справа налево), поэтому бумажная архитектура фигур временного архипелага, стрелочки и крючочки.
        Пульс мысли о времени: странный и необъяснимый. Прочитать эту книгу невозможно - ни сразу, ни по частям, изменчивым как калейдоскоп. Такова естественная участь умозрительных и утопических проектов.

Сколько великих соборов так и остались незавершёнными!
                        Пруст в финале "Обретённого времени"

Дмитрий Бавильский




Вернуться на страницу "Авторские проекты"                К текущему дневнику


Copyright © 1999-2000 Союз молодых литераторов "Вавилон"
E-mail: info@vavilon.ru